САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

РГАЛИ. Загадки биографии Александра Грина

Документы из коллекции Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ)

РГАЛИ.  К 90-летию со дня смерти Александра Грина (23 августа 1880 – 8 июля 1932)
РГАЛИ. К 90-летию со дня смерти Александра Грина (23 августа 1880 – 8 июля 1932)

Текст: А.А. Романенко, начальник отдела научного описания документов, научно - справочного аппарата и каталога РГАЛИ

К 90-летию со дня смерти Александра Грина (23 августа 1880 – 8 июля 1932)

Александр Степанович Грин (Гриневский) – один из оригинальнейших писателей русской литературы. Он создал удивительные «синтетические» произведения, объединившие элементы неоромантизма, готического и авантюрного романа, – цельные настолько, что и в настоящее время исследователи творчества писателя спорят об их жанровой принадлежности.

Дореволюционная критика относила рассказы и романы писателя к «легкому жанру», считая его последователем западного приключенческого романа, эпигоном Э. По и Р.-Л. Стивенсона. Писатель М.Л. Слонимский вспоминал: «Имя “Александр Грин” звучало дико и бесприютно, имя странного и очень одинокого создателя нереальных, только в воображении автора живущих людей и стран. Толстые журналы и альманахи редко допускали на свои страницы произведения этого мечтателя. Маститые критики редко утруждали себя писанием статей об этом необычном авторе необычных для русской литературы вещей».

Советская же критика, которой претила подчеркнутая аполитичность и бескомпромиссный индивидуализм героев, относила произведения блестящего стилиста и мастера сюжета к сказкам или даже фантастике.

Не разгаданной до конца загадкой остается и биография писателя. О некоторых периодах жизни почти ничего неизвестно. Источником сведений о ранних годах и молодости является написанная Грином в конце жизни, в 1930 г. «Автобиографическая повесть». Исследователи творчества писателя признают, что реальные факты в повести тесно переплетаются с художественным вымыслом.

На первый взгляд, описанные в повести события юности и молодости Грина заставляет думать о сюжете авантюрного романа. Однако жизнь писателя была суровой и полной лишений. Шестнадцатилетний Грин отправился из родной Вятки в далекую Одессу, чтобы стать матросом. Не слишком преуспев в этом ремесле, терпя отчаянную нужду, Грин несколько лет скитается по России, берется за самые разные рабочие профессии, бросает их и не задерживается ни на одном месте надолго. Не отбыв солдатскую службу, которую выбрал добровольно, бежит, связывается с эсерами, проводит два года в тюрьме, бежит и из ссылки, живет четыре года по подложным документам, затем проводит еще два года в ссылке в Пинеге.

Тяжелые жизненные испытания сделали Грина внешне мрачным, настороженным, не располагающим к себе человеком. По воспоминаниям В.А. Рождественского, многие, знавшие Грина поверхностно, «отказывали ему даже в интеллигентности, говорили, что он похож на маркера из трактира, на подрядчика дровяного склада и т. д.».

Нежелание широко распространяться о пережитом,

несоответствие мрачного образа писателя и причудливого экзотического мира его произведений порождало слухи о том, что «Грин украл у какого-то моряка чемодан с рукописями и печатает похищенные фантастические рассказы».

К этому прибавляли, что Грин совершал какие-то «преступления с убийствами людей».

Начало создания чарующего вымышленного мира произведений Грина относится к 1909 г., когда был написан и опубликован рассказ «Остров Рено», в котором Грин отошел от созданных ранее реалистических произведений. Свой идеальный и достоверный мир писатель продумал до мельчайших деталей. Журналист Э.М. Арнольди вспоминал, что Грин «представляет себе с большой точностью и совершенно реально места, где происходит действие его рассказов. Он говорил, что это не просто выдуманная местность, которую можно как угодно описывать, а постоянно существующая в его воображении в определенном, неизменном виде….Он упоминал о поворотах, подъемах, распутьях: указывал на ориентирующие приметы вроде группы деревьев, бросающихся в глаза строений и т. п. Дойдя до какого-то пункта, он сказал, что дальше надо идти до конца прямой дорогой… и замолчал».

Периодом творческого расцвета и относительно спокойным временем, когда произведения Грина интенсивно печатались, а извечные финансовые проблемы, казалось, остались в прошлом, стали 1922–1927 гг.

В 1923 г. была опубликована завершенная в 1920 г. феерия «Алые паруса». Появляются романы «Блистающий мир», «Бегущая по волнам», замечательные рассказы. Однако произведения писателя-одиночки, не желавшего присоединяться к литературным направлениям, писать «производственные романы» в стиле социалистического реализма, начали вызывать раздражение левацких литературных деятелей. Грина называли «апологетом мистики и асоциальности», произведения признавались «буржуазными», «не нужными советскому читателю». Все чаще Грин получал от издательств отказы и к 1930 г. оказался в изоляции, лишился возможности зарабатывать литературным трудом.

«Вы не хотите откликаться эпохе, и в нашем лице эпоха Вам мстит»,

– сказали Грину в издательстве «Земля и Фабрика».

Осенью 1931 г. Александр Степанович подал заявление о предоставлении пенсии во Всероссийский союз писателей: «Теперь мне 51 год. Здоровье вдребезги расшатано, материальное положение выражается в нищете, работоспособность резко упала. Уже два года я бьюсь над новым романом “Недотрога” и не знаю, как скоро удастся его закончить. Гонораров впереди никаких нет. Доедаем последние 50 рублей».

Ответа на обращение Грин не дождался. В июле 1932 г. он умер от рака и общего истощения.

Посмертная судьба литературного наследия Александра Грина также не была простой. В 1933 г. известные советские писатели обратились с открытым письмом в издательство «Советская литература» с просьбой издать сборник произведений Грина. В следующем году сборник «Фантастические новеллы» был издан. Примечателен он тем, что во вступительной статье критик К.Л. Зелинский впервые назвал литературную страну Александра Грина «Гринландией».

В 1939 г. была опубликована «Жизнь Александра Грина» К.Г. Паустовского, одного из самых активных популяризаторов творчества писателя, много помогавшего вдове Грина Нине Николаевне Грин.

А в 1941 г. в «Литературной газете» вышла статья «Корабль без флага» с резкой критикой писателя; его обвиняли в бегстве от действительности, в том, что «у корабля, на котором Грин со своей командой отверженных отплыл от берегов своего отечества, нет никакого флага, он держит путь «в никуда». С 1946 по 1956 г. произведения писателя не издавались. Критике подвергся даже балет «Алые паруса», который с 1943 г. шел на сцене в Большом театре.

Возращение Грина к читателю произошло в начале 1960-х гг., его произведения стали изучать и печатать большими тиражами.

***

В документах фонда Александра Грина в РГАЛИ (ф. 127) с полнотой раскрывается сложная история жизни и творчества писателя, его посмертной славы. Документы фонда поступили из Государственного литературного музея, куда были переданы вдовой писателя в 1930-е гг. В 1950-е – 1970-е гг. Нина Николаевна Грин, а затем ее наследники продолжали передавать в архив документы.

В фонде писателя хранятся варианты феерии «Алые паруса» (первоначально это были «Красные паруса»), написанной на банковских бланках (в нижнем этаже Дома искусств в Петрограде, где в 1920–1921 гг. жил Грин, до революции находился банк; брошенные конторские книги стали для Грина и обитателей Дома искусств средством растопки и заменой дефицитной писчей бумаги). Помещения заброшенного банка послужили не только источником бумаги, но и стали прообразом таинственных и мистических коридоров лабиринтов из рассказа Грина «Крысолов». Помимо произведений (романов, повестей, рассказов и стихов), переписки с деятелями искусства в фонде хранятся важные биографические документы, в том числе обширная переписка с издательствами, преимущественно по финансовым вопросам, которые на протяжении всей жизни были предметом больших тревог для Грина; материалы печальной истории, связанной с подготовкой в 1927 г. в издательстве «Мысль» полного собрания сочинений писателя. Полностью оно осуществлено не было, а золотые часы, которые писатель подарил супруге после получения аванса, через несколько лет Нина Николаевна обменяет на дом – «Домик Грина», в котором писатель проведет последние дни.

В фонде А. Грина, а также некоторых других личных фондах и фондах учреждений хранятся материалы, освещающие историю борьбы Нины Николаевны за «Домик Грина» в Старом Крыму; материалы об осуществленных и неосуществленных кино - и театральных постановках произведений писателя: либретто, литературные сценарии и т.д.

Корпус хранящихся в РГАЛИ документов, связанных с именем Грина, представляет несомненный интерес для исследователей и хранит возможности научных открытий.

Галерея:

  • 1) И.И. Бродский. Портрет А.С. Грина. 4 октября 1918 г. Бумага, карандаш. С автографической надписью А.С. Грина. РГАЛИ. Ф. 1839
  • 2) А.С. Грин. «Алые паруса». Феерия. Варианты. 1920-1921 гг. Автограф. РГАЛИ. Ф. 127
  • 3) Н.Н. Грин. Портрет А.С. Грина. [не ранее 1921 г.]. Бумага, графитный карандаш. РГАЛИ. Ф. 127
  • 4) Фотография А.С., Н.Н. Гринов и О.А. Мироновой (матери Н.Н. Грин). [1920 г.]. РГАЛИ. Ф. 127
  • 5) А.С. Грин. «Феерия». Роман. [1921 г.]. Автограф. РГАЛИ. Ф. 127
  • 6) Н.Н. Грин. Воспоминания об издании произведений А.С. Грина с 1924 по 1925 гг. [не ранее 1928 г.]. Автограф. РГАЛИ. Ф. 127
  • 7) А.С. Грин. «Автобиографическая повесть». Автограф. 1930 г. РГАЛИ. Ф. 127
  • 8) К.Г. Паустовский. «Жизнь Александра Грина». Литературный портрет. 1936 г. Автограф. РГАЛИ. Ф. 2119