Текст: Елена Нещерет
Как и в прошлом году, в финале три писателя и семь писательниц. Это в целом отражает ситуацию во всем литературном мире. В последние годы количество новых женских имен на полках книжных магазинов растет.
Мало финалистов прошлых лет. Видимо, как-то все разом выросли. Второй раз в Коротком списке номинации «Проза» только Анна Бабина. Она кажется явной фавориткой, одно из трех призовых мест ей практически гарантировано. Варвара Заборцева – тоже знакомое имя, но по соседней номинаци: два года назад она получила третий приз за стихи.
Сохраняется баланс малой и крупной формы: рассказов по-прежнему меньше, чем романов. Четыре сборника, шесть длинных текстов. В прошлом году было три и семь, вроде бы рассказов в этом сезоне стало больше, но сборник Заборцевой все равно настолько монолитен, что его можно читать как цельный роман.
Жюри явно сделало ставку на ещё не изданные тексты, потому что лишь одна книга из Короткого списка прямо сейчас доступна в продаже. Но серьёзно говорить, что этот сезон откроет нам новые имена, не приходится: как минимум у Павловой, Баснер и Бабиной уже были публикации, и скорее всего договоры на издание их новых текстов уже есть. Также известен издатель Заборцевой – это «Азбука».
И ещё одна интересная особенность этого Короткого списка – он тематически монолитный. Обязательно если не в главной линии, так хоть заметным фоном присутствует тема корней, идентичности. Если убрать контекст в виде финала премии и подумать, что ещё эти тексты объединяет, лучше всего подойдет пословица «Где родился, там и пригодился». Некоторые финалисты с нею полемизируют, но никто не отходит далеко.
Юлия Шляпникова «Наличники»
Девушка из русской семьи после неудачного романа уезжает из Казани в Джукетау, маленький татарско-русский поселок. Там она видит призраков и фотографирует наличники. Любовь к родному краю и к татарину с трёхкомнатной квартирой в казанской сталинке помогает ей побороть тени прошлого. Роман имеет мало шансов на победу.
Светлана Павлова «Сценаристка»
Москвичка, сдав тест на ВИЧ, с трепетом ждет результатов и вспоминает трех последних партнеров, которые могли одарить ее венерическим букетом. Партнеры – герои нашего времени, типажи современной Москвы. Параллельно героиня пытается доказать подруге-эмигрантке и себе заодно, что старая Москва бесценна. Роман динамичный, мастеровитый, шансы на победу у него достаточно высоки.
Максим Симбирёв «Забытье»
Автор явно и последовательно вдохновляется Камю и Мамлеевым, описывая быт своих неустроенныых и несчастных героев. Один не может простить лежачую бабушку за то, что та отняла у него мать и каждый день надеется, что бабушка помрёт и жизнь наладится. Другая, наоборот, свято верит, что выражает любовь, ухаживая за парализованной матерью, хотя трезвый взгляд Постороннего на ситуацию ей не помешал бы. Все предельно, гиперболизированно натуралистично, причём автор действительно метко схватывает приметы любой окраины любого российского города, так что возникает полный эффект присутствия в Кудрово с похмелья, когда взгляд невольно цепляется за перевернутые мусорки, бомжей, дерущихся за последний бычок и прочую правду жизни, которая уже после завтрака и таблетки обезболивающего как-то все же разбавляется чем-то более приятным. Шансов на победу у текста почти нет.
Лев Кузьминский «Дневник невидимки»
Это записки невидимой девочки, которая учится в старшей школе, читает Герберта Уэллса, смотрит все фильмы про невидимок, которые может найти, и сталкивается с абсолютно теми же проблемами, что и ее нормальные сверстники. Ее бабушка, жившая в деревне и на старости лет окончательно перешедшая из лагеря людей в лагерь чудовищ, оставила девочке запас невидимых ниток, из которых девочка вяжет себе невидимую одежду. Но когда девочка в порыве отчаяния собирается уехать на дачу и стать, как бабушка, призраком, она вдруг осознает, как много для нее значит родной город и люди, даже если приходится терпеть издевательства. Шансы на победу у текста призрачные.
Илья Подковенко «Вост-Сибирград»
В Иркутске все очень жесткие: герой первого рассказа в сборнике может одолеть голодного полудикого пса голыми руками, а герои завершающей повести, организаторы арт-фестиваля, оказываются страшнее местных бандитов. В общем, не шутите с Сибирью, тем более не погружайтесь в Байкал без страховки, а Илья Подковенко, возможно, возьмет второе или третье место.
Варвара Заборцева «Марфа строила дом»
Пинега, Онега, ста́рины, белая речь, Белое море, мечты о собственном доме, духовные стихи и песни, странники, деревянные дома, большая река и молодая девушка, глубоко чувствующая свою причастность древним обычаям, принадлежность к родной земле. Она мечтает поставить просторный деревянный дом своими руками, провожает отца на войну или взрывать лед на реке, без конца разбирает старые – вещи, слова, напевы. Текст может победить. Третий приз за стихи Заборцевой уже вручали.
Анна Баснер «Последний лист»
Очень интеллектуальный, камешек к камешку пригнанный текст о женщинах одной петербургской семьи, от матери-ботаника, пережившей блокаду, но покончившей с собой в семидесятые, через мачеху-филолога, постсоветскую бизнесвумен и издательницу, к дочери, переводчице любовных романов, которая по смешному и нелепому поводу оказывается под арестом. Несвобода людей искусства – одна из несущих опор творчества Баснер, которая искренне хочет писать новую петербургскую классику и везде, где недобирает эмоциональным интеллектом, сражает читателя волной реминисценций и аллюзий. Текст имеет шансы на победу.
Анна Бабина «Знаки безразличия»
Практикующий юрист, Бабина на полную катушку использует фактуру, которую дала ей профессия. Ее детектив про серийного маньяка в маленьком уральском городе очень ладно скроен и крепко сшит, а по потайным кармашкам у него разложены важные проблемы и проклятые вопросы. Видно, что автору небезразличен и город, и герои, и вопросы, которые заданы в тексте, действительно автору нужны, а не вставлены как дань моде. Потенциальный первый призер.
Ангелина Малюгина «Вася включил китайскую народную музыку»
Московская студентка пробует жить одна. У нее неплохо получается. Она работает в журнале для пенсионеров и любит бродить по барахолкам в поисках подарка близким. Однажды ей на сдачу дают открытку, в которой мать отказывается от сына. И журналист, и любитель старины в девушке вскидываются, и она решает во что бы то ни стало разыскать покинутого сына и сообщить, что его мать все еще может быть жива. Неожиданно поиски не только доставляют ей проблемы, но и помогают разобраться в себе и начать жить так, как всегда казалось правильным. Текст очень искренний, но не очень умелый. Скорее всего, призового места не получит.
Алина Митрофанова «Когда я была женщиной»
Сборник рассказов, пропитанных любовью свежего горожанина к родной деревне. С героями легко себя ассоциировать любому студенту из тех, что аккуратно ездят на каникулы к бабушкам и дедушкам на природу, в родное село. Это село – любое, все ностальгические приметы в сборнике универсализированно-постсоветские, как и судьбы персонажей. Проделана большая работа, но еще большая работа предстоит, если кто-то решится этот текст издать – мелкими огрехами он взывает к опытному редактору. Денег, скорее всего, автор не получит.