САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Поэтический «Лицей»-2025: целостность и аккуратность

Каждый год шорт-лист премии «Лицей» одаряет нас, с одной стороны, эстетическим удовольствием новых стихов, а с другой — возможностью собрать статистику и оказаться лицом к лицу с трендом

Изображение сгенерировано Kandinsky 3.1 по запросу 'Современная поэзия'
Изображение сгенерировано Kandinsky 3.1 по запросу 'Современная поэзия'

Текст: Ольга Лапенкова

Есть почти беспроигрышный способ начать любую статью: ввернуть оборот вроде «Большинство читателей знает, как…», «Вряд ли кто-то будет спорить, что…» и так далее. Но в случае с обзорами литературных премий эта метода проходит со скрипом. Не каждый согласится, что поэтические премии (а главное, те произведения, за которые их присуждают) – это беспристрастное зеркало эпохи. Не согласится по множеству причин, первая из которых – пресловутая субъективность любого жюри, высказывающего на творческих конкурсах свои «ах!» и «фи!», а вторая – поправка на узкоспециальность: всякий гуманитарий всё-таки по многосотлетней инерции воспринимается как философ в башне из слоновой кости, откуда, может, и открывается завораживающий вид, зато никак не выходит рассмотреть детали.

Так или иначе, организаторы и члены жюри премии «Лицей» из года в год не просто стремятся к объективности, но и умудряются ее демонстрировать. В нынешнем сезоне, как и в большинстве предыдущих, в Коротком списке представлены кардинально разные подборки. Что позволяет делать выводы о неких, как бы глянцево это ни звучало, трендах года – и разобраться, какие тактики избрали творческие люди, чтобы продолжать жить и творить в постоянно усложняющемся мире.

Мы предлагаем сопоставить подборки всех десяти участников Короткого списка. Но перед этим небольшой спойлер:

кажется, в этом году особенно востребованной стала целостность, даже монолитность, творческого мира; психологическая устойчивость лирического героя; крепость его чувствований или убеждений – даже если убеждения эти пессимистичны. Стойкость теперь ценится выше, чем дурман свободы.

И было бы странно не объяснять эту тенденцию, проводя параллели с реальностью.

Юлия Крылова («Светочувствительность»)

Подборка Юлии Крыловой производит идеалистическое, выхолощенное, почти стерильное впечатление. Это лирика для интеллигентов и интеллектуалов – отнюдь не лишённая чувства, но всё же больше похожая на искусный лабиринт, чем на торжество порыва и всплеска. И даже вкрапления земной «грязи» – интимной физиологии – видятся здесь не как чужеродные элементы, а как тщательно взвешенная и аккуратно влитая ложка неизбежного дёгтя.

Это вовсе не значит, что лирика Юлии Крыловой хуже, чем стихи остальных авторов. Однако целевая аудитория ее поэзии, думается, несколько у́же, чем у остальных шорт-листеров.

  • КАЛИНИНГРАДСКИЙ БЛЮЗ

  • Псевдобазилика, спрятанная в тумане,
  • сломанный замок, и на углу аптека,
  • и хрущевки вокруг, составленные томами —
  • в спальном районе библиотека.

  • Снег обеляет черный гранит, и волны
  • бьются о берег, ты же сидишь подолгу
  • камнем на лавке, чтоб не смахнуть невольно
  • Кантом забытую треуголку.

  • Кант, как и прежде, не покидает город
  • (свет кабинетный под дверью лежит полоской) —
  • Кант глаза закрывает, чтобы увидеть горы
  • посередине Балтии плоской.

  • Баха играют ночью в большом Соборе
  • Глена Гульда фа-минорные пальцы —
  • радость и смерть, радость и жизнь, горе —
  • тридцать варварских вариаций.

Сергей Калашников («А вот они»)

Если творения Юлии Крыловой – это полузагадки-полупритчи для интеллектуалов, то поэзия Сергея Калашникова, физика и лирика, – почти беспримесная, лишь немного сдобренная впрыском неприкрытого чувства отрада для ценителей постмодернизма: его квинтэссенция и лебединая песня. Писать так, как Калашников, в наше время вроде бы и сложно (нужно недюжинное мастерство и чувство вкуса), а вроде бы и не особо актуально.

Впрочем, нашу эпоху можно назвать какой угодно, но негостеприимной – вряд ли. Так что у лирики Калашникова однозначно найдутся ценители. И даже, более чем вероятно, продолжатели. Но принесёт ли эта метода автору лицейское золото-серебро – большой вопрос.

  • ощущая воздействие литерали всего
  • составляя деепричастный отказ от прав
  • я выходил смотреть новокосино
  • было тревожно. в этой – одной из – глав
  • близился вечер, капало с козырьков
  • острых, как пузырьки на губах весны
  • март наступал когортой плохих стихов
  • и выгребал казённое из казны
  • близилось лето, был как подсолнух крив
  • круг на воде, сравнения шли враскос
  • я всех любил, но вырывался крик
  • кончись, я засыпал и мне не спалось
  • в этих дворах, в квадрате колодцев крыш
  • люди куда-то шли, и наверняка
  • не успевали, может ты зря спешишь
  • я уставал смеяться и всем мешать
  • солнце всходило наискось, ахаха

Марина Марьяшина («Помимо зрения»)

А вот лирической героине Марины Марьяшиной в порывистости и чувственности ну никак не откажешь. Надрыв для неё стократно ценнее, чем умение жонглировать именами и датами, играть словами. Однако мировоззрению и самоощущению её лирической героини не то что не позавидуешь – его врагу не пожелаешь, настолько там всё безысходно.

Это, кстати, уже не эстетизированный постмодерн, заведомо отказывающийся от моральных ориентиров. У лирической героини Марины Марьяшиной ценности есть, причём они вполне себе, как принято говорить, традиционные. Однако путь к простому счастью слишком долог – и потому лишён смысла.

  • где-то во дворах Бахчиванджи
  • ливнями мой путь не обложи
  • свет янтарный в кухне, абажур,
  • комнату я взглядом обвожу ль,
  • режу лук ли, чайник кипячу —
  • ничего от жизни не хочу
  • просто дожидаюсь, как жена,
  • с ночи утра, с утра дотемна
  • что наступит жизнь, зажжётся свет,
  • муж вернётся, тишь сойдёт на нет,
  • будут разговоры, беготня,
  • и запомнят вовсе не меня,
  • а вот этот яблочный пирог,
  • половик да вымытый порог
  • не меня, а мёртвую жену
  • да густую в кухне тишину.

Артём Ушканов («Больничная поэма»)

Самый парадоксальный – одновременно почти архаичный и ультрамодно-авангардный – автор нынешнего шорт-листа (и, кстати, участник шорт-листа предыдущего), Артём Ушканов в этот раз представил на суд жюри поэму, которую снабдил пометкой: «Эти тексты написаны по мотивам моей альтернативной гражданской службы в качестве подсобного рабочего в хирургическом отделении клинической больницы». Речь в ней идёт о безответной любви штатного работника к птице неземного полёта – девушке-анестезиологу, той, что каждый день танцует на грани между жизнью и смертью. Чем смелее поэма поворачивается к читателю то одним, то другим боком, тем больше препон и полутонов обнаруживается между мужчиной и женщиной, так и не познавшими взаимного чувства.

В лирике Ушканова – не побоимся этого громкого слова – уникально то, что он умудряется удивить читателя насквозь предсказуемыми приёмами. Поступательно разворачивая сюжет и углубляя переживания лирического героя, автор всё увлечённее играет словами и контрастами. В девяноста случаях из ста попытки в который раз истолковать созвучие слов «мать» и «тьма» звучали бы банально – но Ушканов умудряется вдохнуть неподдельное чувство в самые простые буквенные сочетания. Как он это делает – загадка.

  • а на ночь целует мать-
  • тьма: тьмок

  • в ответ: …тьмок-тьмок,
  • мать-тьма…

  • и — марш спать
  • ать

  • два ать два

  • …засыпай, засыпай вечным сном:
  • и не беспокойся ни о чём
  • я всегда права

  • в твоей груди чёрное солнце — водоворот
  • он перечёркнёт все твои слова

Елизавета Трофимова («Какой-то цифровой Трофимов»)

Одного из самых несчастных поэтов всея XIX века – К. Н. Батюшкова – ругали за «слишком явное смешение… обычаев мифологических с обычаями жителя подмосковной деревни». Делал это, кстати, не кто иной, как Пушкин. Поэтесса и, на минуточку, философ Елизавета Трофимова пошла ещё дальше: из-под её пера вышла ядрёная смесь древнегреческого, древнерусского и средневекового наследия с киберпанковскими мотивами, а ещё с «аниме» и «наклейками с котятами».

Истины, которые проговаривает лирическая героиня Трофимовой, в большинстве своём общеизвестны, но такого культурологического сплава мы, пожалуй, ещё не видели.

  • а мы с этим миром народ простой
  • повторяем всем день ото дня

  • не производи звуков рядом со мной
  • вообще не трогай меня

  • у нас наклейка на общем лбу
  • (с этим миром почти мы банан)

  • никому не справиться одному
  • и никто никому не дан

  • книга скорби льётся нарекаци
  • хрусталя по хрущёвкам звенят

  • мы сиама милые близнецы
  • два комочка божьих котят

Егор Спесивцев («Бумажки с предсказаниями»)

Ещё один завораживающий и малопредсказуемый прыжок в кроличью нору – чтение подборки поэта, журналиста и музыканта Егора Спесивцева – процесс физиологически-отталкивающий. Дочитав одно стихотворение, невольно морщишься, а потом сразу идёшь за добавкой.

Декаданс, эстетика отвратительного, романтизация саморазрушения, привкус старого доброго ультранасилия – всего этого в насквозь атеистической лирике Спесивцева, эдакого Рю Мураками на русский манер, в избытке. Помимо того что подборка актуализирует извечные вопросы (например, «Почему уродство привлекает нас не меньше, чем красота?»), она призывает задуматься, насколько глубоко стоит закапывать не то что страх – панику перед каждой секундой бытия. И стоит ли это делать вообще.

  • watching me fall

  • громкое и сырое
  • сердце пульсирует, когда держишь его в руке.
  • грудная клетка, вывернутая наизнанку.
  • живое мясо самого себя.

  • катакомбы института кaрдиологии в крылатском:
  • от двух статуй по мраморной лестнице вниз.

  • африканская девушка вставляет катетер мне в вену
  • и ведёт в темноту. всё, что я ощущаю — катетер,
  • мокрый снег и кипящий во мне раскалённый металл.

  • под мрачный эмбиент медицинского аппарата
  • научиться дышать по команде, вязать паутину,
  • пить холодную кровь и смотреть, как клубится вода.

  • [ночное шоссе, освещённое только фарами]
  • нет сил говорить и думать, зато есть силы
  • распускаться цветами из раны, тонуть в нефти неба
  • и хрустеть позвонками, вставая с кровати.

  • культ успеха и токсичная позитивность. разные способы
  • говорить себе «я бессмертен», если вы идиот. если нет:

  • кольца дыма зависшие в воздухе; город в тумане;
  • свист в ушах после взрыва раздувшейся ядерной бомбы.

  • разноцветные пятна текут по стеклу,
  • снег искрится,
  • и подсохшая кровь оставляет следы на бинте.

Мария Затонская («Свидетель»)

Подборка Марии Затонской видится эдаким мультитулом, универсальным инструментом: какой бы ни попался читатель, он просто обречён отыскать в этих стихотворениях что-то своё. Затонская в меру закручено пишет на общечеловеческие темы – и почти во всех работах выдерживает взволнованную, но не истеричную интонацию; пользуется доступной, но не примитивной лексикой; отливает мысли в предсказуемую, но ещё не совсем избитую форму. Стихи получаются образные – и легкоусвояемые; техничные – и лаконичные.

Иными словами, господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок. Из-за этого читателя, даже вполне удовлетворённого текстами, не покидает ощущение, что всё это он уже много раз видел.

  • зимой прохладной ни одной звезды
  • так выглянешь из форточки насилу
  • я это уже видела однажды
  • и так прощалась будто никогда
  • и ты прощался тоже удлинённо
  • последний раз подвешенный в ночи
  • как будто репродуктор объявляет
  • но мы не верим что вот так бывает
  • я снилась острову и всем его полям
  • и море билось по его концовке
  • по точкам по которым на строке
  • висят как ягоды отравленные буквы
  • не уходи не оставляй меня

Евгений Дьяконов («Болевые цветы»)

Засветившийся на недавней прЕМЪии им. Е. Мякишева Евгений Дьяконов рассуждает о скоротечности быта и иллюзорности общепринятых ценностей; не гнушается автологии, то есть упоминания уймы бытовых деталей и деталек, – и, в рамках традиции, заложенной ещё Венечкой Ерофеевым, взбалтывает, но не смешивает экзистенциальное и алкоголическое. И пусть в некоторых стихотворениях больше бравады, чем откровения, попадаются и легендарные артефакты.

  • это что за страшный крик
  • наполняет дом?
  • — это хочет черновик
  • стать чистовиком

  • что там за зверинный рык
  • наполняет сад?
  • — это хочет чистовик
  • в черновик назад

Анастасия Бугайчук («Когда-нибудь станет достаточно»)

Лирику этой поэтессы можно сравнить с поэзией вышеупомянутой Марины Марьяшиной. Но если у последней лирическая героиня, несмотря на всю грусть-тоску, всё-таки довольно ловко балансирует на бойко вертящемся земном шарике, то у Бугайчук жизнь как таковая сводится к набору эскапистских вылазок, иллюзий, снов и софизмов. Не «трудно, но, может быть, прорвёмся», а «прорываться неоткуда и некуда». Остаётся лишь надеяться, что вся эта безысходность – фетиш лирической героини.

Только что мы не завидовали персонажу Марьяшиной; но на фоне безысходной вязи, сотканной – причём, нельзя не отметить, с отменным мастерством – Анастасией Бугайчук, он выглядит почти что раем. Или, по крайней мере, его преддверием.

  • Вот так спрашивают тебя спустя одно существование:
  • кого ты любил?
  • А ты отвечаешь: никого.
  • Чего бы ты хотел?
  • А ты отвечаешь: ничего.
  • Стоишь себе посреди белого поля,
  • и всё, что ты можешь, — блевать.

  • И тогда наконец приходит освобождение.
  • Нет больше ни глупых людей в интернете —
  • всех забанили,
  • отобрали аккаунты за плохое поведение;
  • ни тех, кто всегда знал как лучше, —
  • споткнулись на ровном месте,
  • лежат в гипсе, подняться сюда не могут.

  • Нет авторитетов, нет подчиненных,
  • исчезли раболепство и зависть,
  • рухнули накопления —
  • все теперь до удивительного равны,
  • жалки и беспомощны.
  • Вот это я понимаю —
  • райское наслаждение.

Мирослава Бессонова («Страшные существа»)

Ещё одна подборка, в которой доминантной становится грусть-тоска-безысходность, но на сей раз – подмявшая под себя человеческую логику ностальгия, глюк магического мышления: представление о том, что раньше трава была зеленее. Лирическая героиня Бессоновой тоскует и по своему, сугубо личному, безудержному детству, и по общему для всех золотому веку, которого никогда не было – и который был совсем недавно.

  • с новым временем полным драм
  • нянчиться не хочу
  • мне сказали оно тиран
  • похлопали по плечу

  • время прошлое — сибарит
  • и ему невдомёк
  • что во лбу не звезда горит —
  • снайпера огонёк

И всё бы хорошо, безысходная тоска по былому – тоже позиция. Вот только не отступает подозрение: спустя энное количество лет лирическая героиня с таким же тоскующим трепетом будет говорить о том «здесь и сейчас», в котором – пока что – ей невыносимо горько.

Что в итоге

Как водится, с точностью предсказать победителя «Лицея» – и тем более тройку лидеров – маловозможно. Это из года в год говорит о качестве премии – и объективности тех, кто причастен к раздаче наград. Но даже если руководствоваться какими-то умозрительными закономерностями (предположением, что победителем с большой долей вероятностью станет тот, чьё имя уже примелькалось), однозначного фаворита тоже не отыщется (помимо Ушканова, «Лицей» в разные годы штурмовали и Марьяшина, и Бессонова, и Бугайчук). Всё это, по понятным причинам, хорошо.

Покритиковать, как всегда, найдут за что: не было ли допущено на этапе формирования шорт-листа обидного промаха – и проигнорированы те, кто мог его в каких-то отношениях разнообразить? Не является ли поразительная однородность (при очевидной разноликости) представленных подборок поводом для беспокойства? Или всё-таки нет ничего страшного в том, что орбита, по которой перемещается лирический герой, порой катастрофически сближается с орбитой самого автора, реального человека со своим устоявшимся мировоззрением?

Эти вопросы относятся скорее к узкоспециальным (литературоведческим), чем к остросоциальным. Но ещё залётному читателю – и уже не впервые! – наверняка бросится в глаза, что практически все авторы, подсознательно или намеренно, дистанцируются от самых болезненных процессов современности. Баг это или фича? Сигнал о том, что происходящее вокруг стало совсем уж невыносимо и от него приходится любой ценой сбегать, – или, наоборот, о том, что даже самые кошмарные ужасы, ввиду их количества, померкли, стали почти привычными, так что на их фоне вполне можно порассуждать о своём, о личном? Точный ответ мы, возможно, получим лишь с течением времени.