09.06.2025
Фестиваль «Красная площадь»

Павел Басинский: «Социальный роман бессмертен»

Как прошел XI Книжный фестиваль "Красная площадь"?

Фото: Пресс-служба Книжного фестиваля «Красная площадь»
Фото: Пресс-служба Книжного фестиваля «Красная площадь»

Текст: Павел Басинский/РГ

XI Книжный фестиваль "Красная площадь" завершил свой одиннадцатый сезон. Он проходил с 4 по 7 июня на главной площади страны и собрал более 400 издательств со всей России и из Белоруссии, которые привезли более 100 000 книг. В программе фестиваля было более 600 событий: от спектаклей и литературно-музыкальных постановок до дискуссий, презентаций книг и автограф-сессий. И все это происходило на четырнадцати интеллектуальных и развлекательных площадках.

Это - цифры, и они впечатляют. Поблагодарим организаторов фестиваля, которые смогли все это организовать, как у нас принято, в сжатые сроки. На нескольких проходах на площадь не было толчеи, во всяком случае, я не заметил, побывав на фестивале дважды.

Было очень много молодежи и много детей, и это радует. И молодежь, и дети были не только гостями, но они и выступали. В последний день фестиваля на Главной сцене прошел суперфинал Международного конкурса юных чтецов "Живая классика". А в первый день, когда я несколько раньше пришел модерировать свои мероприятия, то удачно оказался возле Малой сцены и увидел фрагмент спектакля "Цыганы" по поэме Пушкина, где молодые актеры "Открытого театра" под руководством Екатерины Буяновой протанцевали пушкинскую поэму под ее художественное прочтение. Не силен в хореографии, но, по-моему, это было здорово: слушать поэму Пушкина, когда ее еще и танцуют.

И опять не смог удержать комка в горле при монологе Старого цыгана: "Оставь нас, гордый человек! Мы дики; нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним - Не нужно крови нам и стонов - Но жить с убийцей не хотим..." Это ведь отсюда Достоевский с его "Смирись, гордый человек". А когда Дантеса изгоняли из России, разве не это ли имели в виду: "Но жить с убийцей не хотим"?

Перешел к Главной сцене, а там в честь 80-летия Великой Победы проект "Поэты - России" представлял программу, в которой звучали стихи фронтовиков и современных авторов. В исполнении Дмитрия Артиса, Наталии Тебелевой, Максима Замшева и других звучали строки фронтовиков под музыкальное сопровождение Сергея Летова (саксофон) и Андрея Павлова (мультиинструменталист). А затем читали уже свои стихи, посвященные СВО. Все это было очень достойно.

И здесь же я модерировал дискуссию, посвященную современным интерпретациям русской классики. Участниками были серьезные люди, специалисты в своих областях: театральный режиссер и педагог Марина Брусникина, куратор направления "Комиксы" на фестивале Денис Лопатников, один из главных компьютерных дизайнеров и аниматоров, создателей компьютерных игр Егор Томский и сценарист фильма "Онегин", писатель Алексей Гравицкий. Импульсом к дискуссии стала нашумевшая реклама банка ВТБ с использованием сюжетов классической литературы. На эту тему было несколько публикаций в "Российской газете", в том числе большой разговор с создателями этой рекламы.

Идея, конечно, спорная, но как-то все участники дискуссии сошлись во мнении, что никакие интерпретации классики ей не вредят. Тексты никто не отменяет. Зато они не покрываются библиотечной пылью.

И еще я узнал, почему для создания компьютерной игры по "Сказке о царе Салтане", которая уже делается и называется "Царевна", для создания образа царевны позвали балерину. Оказывается, русский бренд в мировом понимании - это не только водка, матрешка, Толстой и Гагарин. Это еще и Балерина.

Воистину - широк русский человек!

Самой продаваемой книгой ярмарки предсказуемо оказался роман Захара Прилепина "Тума" об эпохе Степана Разина. На прошлогодней "Красной площади" самой продаваемой оказалась его же книга "Собаки и другие люди".

И еще шестого июня в день рождения Пушкина на Красной площади объявили лауреатов молодежной премии "Лицей". Главным молодым поэтом этого года назван Сергей Калашников из Нижегородской области за сборник стихов "А вот они". Первое место в номинации проза получила москвичка Светлана Павлова за роман "Сценаристка".

Светлана Павлова вообще-то писатель уже известный. Ее роман "Голод" о проблеме женской булимии (расстройство пищевого поведения) пользуется большой популярностью среди читательниц, и, несмотря на странность темы, он действительно отлично написан. Это проза, где есть и смех, и слезы, и слезы сквозь смех, и наоборот. Роман "Сценаристка" - тоже женская история, но связанная уже с темой ВИЧ.

Я не уверен, что премию "Лицей" должны получать уже известные авторы. Хорошо бы открывать дебютантов, которые бы "просыпались знаменитыми". Видимо, достойного дебютанта в этот раз не оказалось.

Но любопытна сама тенденция в современной прозе. Первым лауреатом "Лицея" первого сезона была Кристина Гептинг из Великого Новгорода с романом "Плюс жизнь" о парне, зараженном ВИЧ еще в утробе матери.

Вот как ему жить? Как выстраивать жизнь, если его обрекли на проклятую болезнь с рождения?

Конечно, можно отмахиваться от таких тем и говорить, что высокая литература "не про это".

А про что?

Высокая? Литература?

Нет, дорогие мои, социальный роман, то есть роман о выстраивании отношений личности с современным обществом, никуда не ушел, и он переживет нас всех, когда все "модернизмы" одряхлеют и скончаются.

Социальный роман бессмертен.

Другой вопрос, что темы его разнообразны и бесконечны, и замыкаться только на одних, пусть и очень "болезненных", не стоит.