11.07.2025
ФестивалиЛитературные музеи

Фестиваль «Толстой» в Ясной Поляне собрал 10 тысяч зрителей

Главная тема фестиваля — «семейное счастье»

Фестиваль «Толстой» в Ясной Поляне собрал 10 тысяч зрителей 
 / пресс-служба фестиваля
Фестиваль «Толстой» в Ясной Поляне собрал 10 тысяч зрителей / пресс-служба фестиваля

Текст: Андрей Васянин

Ясная Поляна, наверное, единственная из современных музеев-усадеб не потеряла обаяние и уют родового гнезда, тут яснее, чем где-нибудь в России, видно, какой была русская усадебная жизнь. Несуетной, нешумной, уютной, созерцательной. Семейной.

В этом году на фестивале не было исторических потрясений “Войны и мира”, любовных страстей “Анны Карениной” и угрызений совести героев “Воскресения” — эти постановки стояли в центре последних фестивалей — но было нам «Счастье».

…Девушка осталась сиротой, вышла замуж за опекуна и, проходя сквозь семейные тернии, шаг за шагом понимала, как ей жить. Спектакль «Счастье» по роману «Семейное счастье» был волею режиссёра-хореографа Анны Закусовой усилен сценами из «Войны и мира», переписки Льва Николаевича и Софьи Андреевны — и разнесен по всей усадьбе. Проходя через сад, мы видели в нем танцующих героев, внимали разговору Маши и Сергея Михайловича на веранде, слушали песню у пруда, а потом собрались вокруг поляны в Клинах, где когда-то для князя Волконского играли музыканты. От пруда до яблоневого сада путь, меж тем, неблизкий…

Жанр спектакля-променада — или, по-простому, «бродилки» — когда зритель находится не среди декораций, а в реальном пространстве — словно специально придумывался для этого места. Рощи, поля и перелески Ясной способны подтолкнуть воображение сильнее любого спецэффекта. Каждый год «Толстой» представляет спектакли, созданные для фестиваля, к которым специально подбирались локации в окрестных лесах и уголках усадьбы. На эти спектакли, основу нынешнего феста, и стремилась публика. Вереницы людей, пересекающих в разных направлениях просторы усадьбы, были привычной картиной фестивального пейзажа.

Бродить по усадьбе в этом году можно было в самых разных направлениях.

…Лев Николаевич, огромной куклой из папье-маше, двигался по дороге вдоль опушки леса. И стремился оторваться от фальшиво славословящей его шумной толпы дам в чепцах, мужчин во фраках, детей в матросках и его других героев. Театр «Пух и Прах» завершил в спектакле «Дом, который покинул Лев» известный сюжет уходом Толстого в даль по заливному лугу — на фоне самого настоящего, алого заката.

Не потреблять, а вкушать, не заучивать, а доходить до сути — об этом был спектакль-перформанс «А, Б, В, Г, Д, Е, Ё…» (далее по списку до самой «я»), где главными героями были зрители или, лучше сказать, ученики толстовской школы под открытым небом». Этот спектакль тоже готовился загодя, в пространстве «Косая гора» — расставлялись столы с записками, подсыпался корм в птичьи кормушки... На стогах сена мы созерцали природу, слушали звуки, извлекаемые из-под земли геофоном, видели небо, искали тайны, скрывающиеся за отражением в воде, и многое другое...

Фестиваль был, как всегда, многожанров и многообразен.

Однажды Екатерина Толстая оказалась на показе в «Доме культуры ГЭС-2» — и на площадке «Яблоневый сад» появился «МУМУ. Действие четвертое. ДYртенче акт». Где МУМУ — это отсылка к Тургеневу, а ДYртенче акт — «действие четыре» по-татарски. В каждом «действии», отсчет которых начался в несколько лет назад, слабослышащие разбирают свои отношения с миром — с родителями, со слышащими друзьями… В четвертой серии документального проекта девушки в подвенечных платьях рассказывали на своем языке о любви.

Для нынешних потомков писателя фестиваль всегда был семейным делом. В этом году Толстых, причастных к «Толстому», стало больше: к Екатерине Александровне, директору музея-усадьбы, Екатерине Владимировне, руководителю фестиваля, к отвечающему за кинопрограмму Ивану Владимировичу прибавилась его жена Стася. Ее картину «Семейное счастье», в этом году на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине получившую приз за лучшую экранизацию, мы смотрели субботним вечером на экране на стене площадки «Рига» (не столица Латвии, а сарай для сушки хлеба).

В «Риге» и «Яблоневом саду» кроме кинопрограммы с лекциями заседал интеллектуальный клуб «Лев», где Владимир Толстой вел диалоги с Александром Авдеевым и Юлией Снигирь, в образовательной программе «Круг чтения» известные актеры читали письма и воспоминания Толстых. В выросшей за четыре года детской программе шли спектакли для публики от 0 до 16 плюс… 100 мероприятий прошло на фестивале «Толстой», более 10 тысяч гостей побывало в Ясной Поляне за три дня его работы. В 2023 году эта цифра была вдвое меньше.

...Музыку Толстой любил больше других искусств — и часто вечерами пел с домашними романсы трио и в квартете, слушал приезжавших в усадьбу музыкантов. Музыкальный вечер в семье Толстых в завершение фестиваля воспроизвели артисты Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. С Главной сцены, в этом году выдвинувшейся круглым боком поближе к зрителю, нам пели — негромко, по-домашнему, и «Ключ», и «Средь шумного бала», и «Колокольчики мои», и другие романсы, любимые великими жителями Ясной Поляны.