08.08.2025
Литература и музыка

Александр Журбин 80 лет в мире музыки: юбилейный год — время творить

"Он предан шедеврам мировой литературы и дает новую жизнь в музыке величайшим авторам планеты от Фонвизина до Пастернака, от Лопе де Вега до Агаты Кристи, от Гоголя до Оруэлла, от Рильке до Шолом-Алейхема"

Александр Журбин, российский композитор, создатель опер, мюзиклов, автор музыки к множеству фильмов, отмечает юбилей / alexanderzhurbin.ru
Александр Журбин, российский композитор, создатель опер, мюзиклов, автор музыки к множеству фильмов, отмечает юбилей / alexanderzhurbin.ru

Текст: Валерий Кичин/РГ

7 августа — юбилей у одного из самых ярких и самых любимых композиторов России, создателя первой у нас легендарной рок-оперы "Орфей и Эвридика", огромного числа широко востребованных мюзиклов "Пенелопа", "Мымра", "Недоросль", "Владимирская площадь", "Мышеловка", "Закат", "Куртизанка", "Между двух миров" ("Диббук")… все не перечислишь. Он автор полутора десятка опер, среди них "Метаморфозы любви", "Альберт и Жизель", "Мелкий бес", симфонических и камерных произведений, вокальных циклов на стихи известнейших поэтов и многих популярных песен.

Миллионы кинозрителей наслаждаются его музыкой к множеству фильмов - таких как "Биндюжник и Король", "Письма мертвого человека", "Странники терпенья", "Московская сага", "Эскадрон гусар летучих", "Джек Восьмеркин - «американец»"… Он - создатель эмигрантского театра "Блуждающие звезды" в США, где продолжила свою актерскую карьеру Елена Соловей… И многие годы вел популярные передачи о музыкальных жанрах на московских радиостанциях. Его рецензии на премьеры нью-йоркских театров в социальных сетях - любимое чтение русскоязычных меломанов мира.

Он выдающийся мелодист-просветитель, делающий сложное доступным, элитарное - массовым. Предан шедеврам мировой литературы и дает новую жизнь - уже в музыке - величайшим авторам планеты от Фонвизина до Пастернака, от Лопе де Вега до Агаты Кристи, от Гоголя до Оруэлла, от Скриба до Шолом-Алейхема. В одной только опере "Метаморфозы любви" на сцене МАМТа сошлись композитор Малер, художник Кокошка, поэты Гете и Рильке, философы Ницше и Фрейд. Автор экспериментирует с жанрами: здесь - "мокьюментари", фантазии на темы реальных судеб; в музыке слышны отголоски разных веков и стилей. Оперный спектакль содержит такую бездну "информации для размышления", что, кроме сердца, требует от зрителей активной работы пытливого ума. Спектакль-исследование, спектакль-проникновение, спектакль-приобщение.

Просветительский пыл Александра Журбина обусловлен простой, естественной, но довольно редкой в композиторском кругу эмоцией: ему нужно поделиться. Живя поблизости от легендарного Бродвея и постоянно посещая его премьеры, он не может не рассказать об этом чуде соотечественникам. Так возникла еще одна ипостась нашего героя: он автор и ведущий радиоциклов "Звуки мюзикла" и "Музыкальные перекрестки", телесерии "Мелодии на память". А живя в Америке, он не мог не рассказывать там о русской культуре. Даже основал эмигрантский театр "Блуждающие звезды", в котором играли такие звезды, как Елена Соловей и Борис Сичкин.

В больших и малых городах России выходят все новые его сочинения. И традиционные юбилейные фестивали он проводит с все большим размахом - начавшись с недель, они теперь продолжаются месяцами, и там всегда есть что послушать. От популярных песен до симфоний, от мюзиклов до изысканнейших опер. Как прирожденный шоумен, он может запросто сесть за рояль и спеть соло или дуэтом с приглашенной звездой. И все это будет непосредственно, спонтанно и естественно, как дыхание. Такой характер, такая судьба, такой талант.

Мы с Александром Журбиным встречались на разных широтах и меридианах. Даже под небесами, на полукилометровой верхотуре башни CN Tower в Торонто, где он давал мне интервью - приветствие открывавшемуся тогда телеканалу RenTV - тоже по первоначальному замыслу просветительскому. Он ко всему причастен, ко всему неравнодушен, он гость всех музыкальных премьер, их неутомимый пропагандист и критик. Большой приверженец и знаток жанра мюзикла, он ревниво следит за его развитием на родине и одним из первых горячо приветствовал явление мюзикла "Норд-Ост" - бродвейского по технологиям и уровню, но укорененного в родном мелосе, мироощущении и естественном для нормального человека патриотизме. То есть, проще говоря, замешенном на любви.

Еще совсем недавно Россия широко отмечала пространным музыкальным фестивалем его предыдущий юбилей - уже в выборе названия фестиваля "Все к лучшему" сказался его природный оптимизм. Фестиваль этот, собранный из его произведений, продолжался два с половиной месяца!

Вот отрывки из наших бесед, состоявшихся в разные годы, - в них весь характер этого уникального по жизнелюбию и творческой активности таланта, одного из столпов современной российской культурной жизни.

Вы обрели, по-моему, второе дыхание: очень много новых сочинений, премьер, концертов, гастролей. Ваш юбилей - какой-то фейерверк событий.

Александр Журбин: Да, важных для меня событий много. Начну с моей любимой Марины Цветаевой: в дни ее 125-летия устроил концерт в Доме композиторов: вокальные циклы "Поэт", "Любовь" и "Марина", кантата "Крысолов". Полноценный творческий вечер прошел в Италии в Монте-Катини, в рамках русско-итальянского фестиваля "Очи черные". Состоялась премьера оперы "Метаморфозы любви" в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Вопреки почти полному отсутствию откликов в прессе, это, на мой взгляд, незаурядное сочинение.

Александр Журбин: И очень для меня важное, я писал его более пяти лет. Это фактически три одноактные оперы, посвященные вечной теме: что такое любовь? Ответ на него, по либретто, ищут такие люди, как Гете, Малер, Кокошка, Ницше, Фрейд, Рильке. И люди, и эпохи разные - и возникает калейдоскоп из разных стилей музыки, персонажей, творцов и их муз. Конечно, любовь так и остается понятием смутным и метафизическим, но истории, рассказанные в спектакле, по-моему, волнуют и интригуют.

Почему же в это обсуждение не включились профессиональные критики?

Александр Журбин: Критики, в большинстве, просто не пришли на премьеру, а те, что пришли, ничего не написали. Мне это непонятно. Один из лучших театров страны дает мировую премьеру еще никому не известной оперы - как серьезная критика может это не заметить? Ну, разбей в пух и прах, если не за что хвалить, - но не молчи. Не понравилось - объясни, почему это плохо, - но вовсе пропустить спектакль, в котором заняты лучшие солисты замечательной труппы, за пультом главный дирижер театра Феликс Коробов, а сценограф - выдающаяся молодая художница Мария Трегубова, по-моему, непрофессионально.

По моим наблюдениям, за последние год-два у вас случился бум театральных премьер. Что ставят чаще всего?

Александр Журбин: Сейчас чаще выбирают мюзикл "8 женщин". Он стал востребован, думаю, потому что позволяет театру занять сразу 16 актрис разных возрастов, что, сами понимаете, для любой труппы важно. Часто ставится и оперетта "Дамский портной": пьеса безумно смешна, а публика любит веселые спектакли.

Но больше всего я рад премьере, которую ждал давно. Она недавно прошла в Свердловском театре музыкальной комедии, где главный режиссер Кирилл Стрежнев поставил оперу "Орфей и Эвридика". Как оказалось, эта опера, явившаяся на свет в 1975 году, для многих стала символом молодости, первой музыкой любви и первой любимой музыкой. На премьеру в Екатеринбурге зрители несли виниловые диски фирмы "Мелодия" с известной записью Асадулина, Понаровской и ансамбля "Поющие гитары", чтобы авторы - я и драматург Юрий Димитрин - поставили автографы. Спектакль получился, по-моему, замечательный - я говорю о работе режиссера, дирижера, балетмейстера и всей талантливой труппы. Массовые сцены на абсолютно бродвейском уровне! Исполнитель роли Орфея Никита Кружилин - настоящий самородок, не учившийся вокалу, но при этом редчайшего качества тенор, спокойно берущий ре и даже ре-диез, при этом высокий, красивый, статный и одухотворенный, что для роли Орфея особенно важно. Эвридика - Юлия Дякина - молода, очаровательна и с прекрасным вокалом. Об этом спектакле можно говорить долго, но, надеюсь, о нем еще напишут журналисты. И, конечно, радует, что и через 42 года после первой премьеры опера вызывает такой интерес.

Как я слышал, у вас предстоит премьера и в Америке?

Александр Журбин: Уже прошла сценическая читка мюзикла "Love is blind" ("Любовь слепа" - такое название придумали американцы, а в оригинале он называется, как и роман Набокова, "Камера обскура"). Конечно, до премьеры еще далеко, но роли уже разучены, актеры первоклассные - достаточно назвать великолепную Мелиссу Эррико, звезду Бродвея первой величины.

Вы хорошо знаете бродвейскую конъюнктуру - как там сегодня?

Александр Журбин: Я много лет пристально наблюдаю за бродвейским театром и могу сказать, что это система динамичная и самовоспроизводящаяся. Бывают неудачные сезоны, когда не появляется ни одного заслуживающего внимания спектакля, и сразу сонм критиков обрушивается на авторов, продюсеров, режиссеров и хореографов: мол, жанр умирает, ничего интересного Бродвей произвести больше не может, премию вручать некому. Был случай, когда мюзикл Уэббера не получил "Тони" как лучшая авторская работа просто потому, что не нашлось ни одного спектакля, способного с ним соревноваться, и эту номинацию просто упразднили. Зато в следующие сезоны появились несколько прекрасных работ в совершенно новом духе - мюзиклы "Весеннее пробуждение", "Книга мормона", "Хамильтон", и все с облегчением вздохнули: жанр жив, как никогда. Растут цены на постановку большого мюзикла (сейчас это 15 млн долларов и больше) - растут и цены на билеты (сейчас это 120-150 долларов за билет, на некоторые спектакли и по 400). Но залы полны, каждый вечер десятки тысяч зрителей устремляются в сорок бродвейских театров, и конца этой толпе пока не видно.

Ваш взгляд на российский мюзикл и на метаморфозы любви к нему публики?

Александр Журбин: Если говорить о постановках классики, то я слышал хорошие отзывы о питерском спектакле "Джекил и Хайд" на музыку Фрэнка Уайлдхорна. Была блестящая версия лицензионного "Скрипача на крыше" в Свердловской музкомедии. Но, конечно, главный проводник западного репертуара в России - голландская компания Stage Entertaintment. Благодаря ей мы увидели много прекрасных мюзиклов, образцовые "клоны" постановок Бродвея и Уэст-энда - как и принято во всем мире. На этих спектаклях выросли уже поколения российских артистов, которые показывают выучку высокого класса. Есть и другие крупные театры, развивающие жанр мюзикла. Это Московский театр мюзикла, его лучший спектакль - "Принцесса цирка" Кальмана, хотя мюзиклом его никак назовешь. А вот "Преступление и наказание", на мой взгляд, - неудача. Очень мало осталось от великолепной партитуры Артемьева, и почти ничего от Достоевского. Ведь в оригинале это произведение совсем не похоже на то, что мы видим теперь на сцене. Это очень близкая духу Достоевского музыкальная композиция, которую я много раз с удовольствием слушал, и даже делал о ней радиопрограмму… Что касается московского Театра оперетты, то он предложил единственную в своем роде модель "два в одном". С одной стороны, это дом оперетты, обладающий сильнейшей труппой и удачно ставящий и классику, и современные спектакли. С другой стороны, идут спектакли-проекты, которые пользуются успехом у молодой публики. Это единственное в своем роде решение и, конечно, заслуга директора театра Владимира Тартаковского.