Текст: Елена Кухтенкова/РГ
В Госдуму внесли законопроект, согласно которому предлагается блокировать информационные материалы на цифровых платформах и в социальных сетях, содержащие нецензурную брань. Инициативу прокомментировал "РГ" доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ и РГГУ Максим Кронгауз.
Соцсети должны будут применять маскировку мата, включая перемонтаж или использование звукового сигнала. Это реалистичное предложение?
Максим Кронгауз: Чтобы в публичном пространстве бороться с матом, нужны и штрафы, и другие способы воздействия. Но расширять его запрет в интернет-пространстве вряд ли имеет смысл. Мат при определенной системе запретов существует много веков. Но эти запреты все равно преодолевает, в этом его сила. Пытаться его искоренить полностью безнадежно, такой жест будет восприниматься как атака на личное пространство и сужение свободы слова и речи.
Но нельзя же терпеть матерщину из уст стайки подростков на улице и даже в школе…
Максим Кронгауз: Здесь тоже можно использовать систему штрафов. Кроме того, не будем забывать и про школу. Администрация, учителя должны быть эталоном чистой речи без мата, но главную роль здесь всегда играет семья. Чтобы подросток меньше матерился или вообще не употреблял нецензурные слова в своей речи, нужен родительский пример. Если мама с папой дома ругаются матом, то как ни запрещай это делать ребенку, он все равно эту лексику впитывает и усваивает. Если он боится папу с мамой, при них он не будет ругаться, но при бабушке или выйдя за пределы квартиры, начнет материться. А вот если дома не ругаются, то даже подхватив мат от своих друзей, скорее всего, ребенок не принесет нецензурную лексику домой и при взрослых ругаться не станет.
Если мат - наша данность, кого нужно от него защищать особенно?
Максим Кронгауз: Отношение к нецензурной брани у всех разное. Если выйти на улицу и опросить людей, то выяснится, что есть те, кто категорически не приемлет мат, но есть и другие, которые мат используют чрезвычайно часто. С моей точки зрения, государство должно защищать первых, причем именно в публичном пространстве, в том числе в текстах, доступных всем.
Существуют тогда более-менее разумные способы это сделать?
Максим Кронгауз: Например, ставить пометы на фильм, на книгу: "используется матерная брань". Это сейчас и происходит. И тогда у человека возникает свобода выбора: не хочешь сталкиваться с бранной речью, не покупай книгу, не ходи на фильм.
Было бы разумно сохранять баланс, но не давать мату захлестывать публичное пространство. Появление штрафов - правильный способ достижения цели. Замечание матерщинникам на улице сделать, конечно, можно, но надо быть уверенным в своей физической форме. Надо трезво оценивать, готов ли ты бороться с хулиганами после своего наставления. Пространство определенного сообщества, в том числе в интернете, должно регулироваться самим сообществом.
Что же русский мат за явление такое, что его постоянно обсуждают и пытаются запретить?
Максим Кронгауз: В разных культурах есть запреты на определенные темы. А самый сильный запрет в славянской культуре был связан с тем, что называется телесный низ, то есть секс, сексуальные отношения. В других культурах запрещены другие явления, например кощунство.
Слова, связанные с сексом и названием половых органов, у нас табуированы. Это табу распространилось даже на набор звуков, которые мы используем, называя эти вещи и явления. Впрочем, у нас есть бранные слова, связанные с отправлениями желудка и мочевого пузыря, но они более мягкие.
Некоторые матерные слова могут иметь и другое значение: означать драку, вранье или что-то еще, но если они выражаются с помощью сочетания определенных звуков, когда-то связанных с половой сферой, то тоже считаются некультурным явлением.
Есть ли ситуации, когда простительно использовать мат?
Максим Кронгауз: Этот сильный культурный запрет можно преодолеть, например, на войне, в драке, для выплеска эмоций. Или при рассказывании анекдота, что усиливает комический эффект.
Мы можем обойти этот запрет и более хитрым способом, то есть с помощью эвфемизмов (словосочетаний, которые заменяют неприличное слово), с помощью медицинской лексики. Но ядро табуированных звуков и корней, которые вроде бы не должны произноситься, сохраняется.