Текст: Руслан Манеев
Что читатели хотят услышать от автора-фантаста о своём будущем? Какие трудности у отечественных писателей и сценаристов в работе над жанром? С 23 по 27 августа в столице проходит фестиваль «Московская международная неделя кино». В его рамках на площадке Московского кинозавода «Москино» прошла беседа об актуальности жанра Sci-Fi в России: «Новые герои: где искать вдохновение для научно-фантастических сценариев?».
Участниками стали технокультуролог Иван Карпушкин, писатель и режиссёр Антонина Гилёва, PR-директор издательства «Эксмо-АСТ» Екатерина Кожанова, директор Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ Евгения Долгова. Ведущий беседы – Григорий Тарасевич, шеф-редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера».
Читаемость научной фантастики
На вопрос о востребованности сюжетов из тёмного/светлого будущего ответила руководитель PR-отдела Екатерина Кожанова, опираясь на свой более чем 10-летний опыт в книжной индустрии:
Яркого читательского спроса на тему научной фантастики – нет. Поэтому рукописей тоже мало. Но, по мнению Екатерины, писать в жанре Sci-Fi – перспективная возможность для начинающего автора.
Антонина Гилёва год назад выпустила роман «Эмпатия» в импринте издательства АСТ «Mainstream». Жанр книги позиционируется автором как "киберпанк-нуар". Работа над книгой шла 6 лет, поэтому писателю есть что сказать о Sci-Fi литературе:
Причина? В проблемах российской писательской экосистемы:
Обескровленный жанр
Историк Евгения Долгова видит причины кризиса научно-фантастических историй в «миксовой культуре постмодерна». По мнению историка, в постмодерне происходит размывание жанра, стирание границ научной фантастики. В результате Sci-Fi объединяет в себе и стилистику фэнтези, и стилистику приключенческого романа, и стилистику любовной драмы. Это негативно сказывается на аутентичности жанра:
«Очень важно, что научная фантастика массавизируется. Если раньше научная фантастика писалась и воспринималась в том числе интеллектуалами, то сегодня она приобрела черты массового чтения, и я не могу сказать, что это хорошо»
Почему?
«Потому что от научной фантастики сегодня ушло главное требование, которое было раннее, а именно требование научной точности и качества».
Также специалист отметил проработанность тропов. Мотивы рассказов, повестей и романов научной фантастики изжили себя, что делает жанр достаточно сложным для новичка.
Комфорт 1984-ого уровня
Несмотря на невыгодное для жанра положение в кругозоре читателя, самой читаемой книгой 2010-х годов признаётся произведение «1984». Антиутопия Оруэлла стабильно входит в топы книжных продаж и сегодня.
Об особенностях темы «ужасного далёко» рассказывает технокультуролог Иван Карпушкин:
На вопрос ведущего, про что в большинстве своём нынешняя научная фантастика, про надежду или испуг, ответила Екатерина Кожанова:
Рост же спроса в целом на художественную литературу она объяснила модой на культурный эскапизм.
До сих пор читателя удивляют отечественные визионерские проекты 20-х-60-х годов. Встреча завершилась единодушным признанием: лучшие тексты научно-фантастических историй — прежде всего про счастливых людей. В нашt время «исчерпания технологического рывка» проблемой является скорее не отсутствие свежих приключенческих фабул. Вопрос в оригинальных подходах «социализации» технологий в жизни будущих поколений, в изображении изобретений рядом с человеком, который либо созидает своё счастье, либо разрушает.