27.08.2025
Публикации

Sci-Fi – билет на Клондайк или на необитаемый остров?

В рамках Московской международная недели кино прошла беседа об актуальности жанра Sci-Fi в России: «Новые герои: где искать вдохновение для научно-фантастических сценариев?».

Дмитрий Белицкий / Агентство «Москва»
Дмитрий Белицкий / Агентство «Москва»

Текст: Руслан Манеев

Что читатели хотят услышать от автора-фантаста о своём будущем? Какие трудности у отечественных писателей и сценаристов в работе над жанром? С 23 по 27 августа в столице проходит фестиваль «Московская международная неделя кино». В его рамках на площадке Московского кинозавода «Москино» прошла беседа об актуальности жанра Sci-Fi в России: «Новые герои: где искать вдохновение для научно-фантастических сценариев?».

Участниками стали технокультуролог Иван Карпушкин, писатель и режиссёр Антонина Гилёва, PR-директор издательства «Эксмо-АСТ» Екатерина Кожанова, директор Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ Евгения Долгова. Ведущий беседы – Григорий Тарасевич, шеф-редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера».

Читаемость научной фантастики

На вопрос о востребованности сюжетов из тёмного/светлого будущего ответила руководитель PR-отдела Екатерина Кожанова, опираясь на свой более чем 10-летний опыт в книжной индустрии:

В топ-200 позиций, которые продаются лучше всего, 2 процента занимает научная фантастика.

Яркого читательского спроса на тему научной фантастики – нет. Поэтому рукописей тоже мало. Но, по мнению Екатерины, писать в жанре Sci-Fi – перспективная возможность для начинающего автора.

Антонина Гилёва год назад выпустила роман «Эмпатия» в импринте издательства АСТ «Mainstream». Жанр книги позиционируется автором как "киберпанк-нуар". Работа над книгой шла 6 лет, поэтому писателю есть что сказать о Sci-Fi литературе:

У жанра научной фантастики всё прекрасно, но не в нашей стране.

Причина? В проблемах российской писательской экосистемы:

«В других странах авторы получают намного больше, у них есть время и ресурсы этим заниматься. А у нас честолюбивые авторы уходят в кино и, к сожалению, становятся грустными и унылыми сценаристами в сценарных комнатах, но получают где-то раз так в сто больше, чем писатели. Вот, собственно, и вся проблема».

Обескровленный жанр

Историк Евгения Долгова видит причины кризиса научно-фантастических историй в «миксовой культуре постмодерна». По мнению историка, в постмодерне происходит размывание жанра, стирание границ научной фантастики. В результате Sci-Fi объединяет в себе и стилистику фэнтези, и стилистику приключенческого романа, и стилистику любовной драмы. Это негативно сказывается на аутентичности жанра:

«Очень важно, что научная фантастика массавизируется. Если раньше научная фантастика писалась и воспринималась в том числе интеллектуалами, то сегодня она приобрела черты массового чтения, и я не могу сказать, что это хорошо»

Почему?

«Потому что от научной фантастики сегодня ушло главное требование, которое было раннее, а именно требование научной точности и качества».

Также специалист отметил проработанность тропов. Мотивы рассказов, повестей и романов научной фантастики изжили себя, что делает жанр достаточно сложным для новичка.

Комфорт 1984-ого уровня

Несмотря на невыгодное для жанра положение в кругозоре читателя, самой читаемой книгой 2010-х годов признаётся произведение «1984». Антиутопия Оруэлла стабильно входит в топы книжных продаж и сегодня.

Об особенностях темы «ужасного далёко» рассказывает технокультуролог Иван Карпушкин:

Западная парадигма про то, как всех напугать. Она про формирование спроса. А лучше всего спрос формируется страхом. Всех напугать для того, чтобы люди бежали копали бункеры, софт ставили на свой телефон, потом - телефоны меняли. Научная фантастика один из движков рыночной экономики. Формирование спросов будущего.

На вопрос ведущего, про что в большинстве своём нынешняя научная фантастика, про надежду или испуг, ответила Екатерина Кожанова:

Интереснее антиутопии. Смысл в том, что ты в уютном кресле читаешь книги про какие-то переживательные сценарии и в этом просто смысл этого досуга для, в общем-то, большей части аудитории.

Рост же спроса в целом на художественную литературу она объяснила модой на культурный эскапизм.

До сих пор читателя удивляют отечественные визионерские проекты 20-х-60-х годов. Встреча завершилась единодушным признанием: лучшие тексты научно-фантастических историй — прежде всего про счастливых людей. В нашt время «исчерпания технологического рывка» проблемой является скорее не отсутствие свежих приключенческих фабул. Вопрос в оригинальных подходах «социализации» технологий в жизни будущих поколений, в изображении изобретений рядом с человеком, который либо созидает своё счастье, либо разрушает.