06.09.2025
Пушкинский конкурс

"Тортинг и монастыринг". Лауреатам Пушкинского конкурса рассказали, куда стремится русский язык

На третий день своего пребывания в Москве "пушкинские учителя" побывали там, куда обязательно заглядывают все лауреаты Международного Пушкинского конкурса - в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина

Лауреаты Пушкинского конкурса посетили ГосИРЯ им. А.С. Пушкина / Аркадий  Колыбалов
Лауреаты Пушкинского конкурса посетили ГосИРЯ им. А.С. Пушкина / Аркадий Колыбалов

Текст: Елена Новоселова/РГ

Здесь где работал Виталий Костомаров, по учебникам которого наши педагоги учат русскому языку. По традиции "пушкинским учителям" дали мастер-класс. На этот раз он был посвящен самым актуальным процессам, которые идут в современном русском языке.

- Нас как-то упрекнул профессор из Хельсинки, мол, учите русскому языку, на котором сами не говорите, - начал свою лекцию преподаватель Андрей Щербаков и пообещал рассказать про современный русский всю правду, даже если она не понравится русистам.

По его словам, в погоне за оперативностью в публичных текстах, которые теперь порождают не только журналисты или дикторы, но все без исключения, включая маленьких детей, мы перестали замечать опечатки и ошибки. Мало того, мы их уже не читаем слово за словом, страница за страницей, а лишь просматриваем.

Да и русский язык прямо на глазах меняется. Не удивляйтесь, но в сторону аналитичности. Кто не знает, русский, как латынь, древнегреческий и большинство славянских языков, флективный. То есть отношения между словами выражаются в нем с помощью падежных окончаний. Классический аналитический язык - это английский. Там нет окончаний, а смысл зависит от того, как слова расставлены в предложении. Так вот русский медленно, но верно двигается в сторону аналитического языка. Например, в нем растет количество несклоняемых существительных: джакузи, биеннале, пенальти.

Кроме того, объясняет Андрей Щербаков, все чаще можно увидеть такие конструкции, как "пью кока-кола", когда глагол не управляет зависимым от него словом.

- Но это, скорее, относится к письменной речи. А сказала бы я все же "пью кока-колу", - с удовольствием вступает в спор одна из лауреаток.

- Тогда такой пример: в языке все больше прилагательных, которые не склоняются: кофе-брейк, стиль нью-лук, стойка ресепшен. Согласитесь, тенденция налицо, - обороняется преподаватель.

Он приводит множество примеров, как наш язык идет на поводу у английского, например, используя формы -ing: ладно шопинг, клининг, но даже монастыринг и тортинг (выпечка тортов на заказ).

Учителя и лектор вспоминают и про многочисленные кальки с иностранных языков, которые замусорили русский:

- Нет проблем.

- Без комментариев.

- Оставайтесь с нами (постоянно звучит по телевизору).

- Почувствуйте разницу.

- Что для вас? (в самолете)

Начинается бурное обсуждение, почему это все прижилось в "великом и могучем".

- Языковая экономия, - авторитетно заявляет кто-то из первых рядов.

Андрея Щербакова спрашивают, как он относится к эмодзи и смайликам в печатных изданиях (пока летели в Москву, заметили в журнале "Аэрофлота").

- Думаю, что это явление будет нарастать и в конце концов станет нормой, - констатирует преподаватель. - Современные тексты - это меньше слов, больше картинок, если они больше экрана смартфона, их уже не читают, а только пробегают глазами, как теперь у нас говорят, "скроллят".

"А как же великая русская литература?" - вздыхает молодая учительница справа от меня.

Справка "РГ"

В 2025 году учителя-русисты писали на XXV Международный Пушкинский конкурс эссе на тему "Победа. Что это значит для вас и ваших учеников?". Поступило 486 эссе из 28 стран мира, лауреатами стали 50 педагогов из 25 стран.