14.09.2025
Год защитника отечества

«Мы — народ ванек-встанек». Евгений Евтушенко

Стихотворение «Сказка о русской игрушке» — притча о временах монгольского нашествия, о незаметном герое. Ванька-встанька становится символом непобедимой, страдающей, но вечной России

«Мы — народ ванек-встанек». Евгений Евтушенко. Стихотворение «Сказка о русской игрушке»  / godliteratury.ru
«Мы — народ ванек-встанек». Евгений Евтушенко. Стихотворение «Сказка о русской игрушке» / godliteratury.ru
Продолжаем еженедельную рубрику, посвященную Году защитника Отечества. Мы вспоминаем стихи, посвященные защитникам Отечества разных лет и эпох, рассказываем об их авторах и о событиях, которые породили эти поэтические отклики. Цикл ведет Арсений Замостьянов.

О чем только не писал молодой Евгений Евтушенко – поэт, быстро ставший властителем дум и предметом споров. С конца 1950-х началась мода на Евтушенко, особенно влиятельная среди молодых читателей. Это поветрие продолжалось не меньше десятилетия, после чего поэт превратился в мэтра… Одно из важнейших амплуа Евтушенко – трибун.

Подобно Маяковскому, он без устали слагал поэтический дневник, откликаясь на события с первых газетных полос. Писал о Братской ГЭС, о Кубе, о Сибири, о Ленине и революции… С годами все важнее для него становились исторические мотивы. Он не шел слепо за учебником. Слагал аллегории, а то и поэтические симфонии, отталкиваясь от исторических сюжетов. Еще одна важная составляющая евтушенковского стиля – вольнодумство. Он никогда не вставал на сторону реакции. Старался заступаться за изгоев, пробивать полузапретные темы. В этом – его понимание гражданственности.

Прямая героика удавалась Евтушенко реже, хотя и в этом жанре у поэта случались удачи. Стихотворение «Сказка о русской игрушке» - притча о временах монгольского нашествия. Энергия Евтушенко в этом стихотворении, наверное, могла бы дать электричество небольшому городу. Это маленькая поэма, сюжетная баллада, аллегория – Евтушенко всегда притягивали поиски в этом направлении. Поклонникам гладкописи стихотворение покажется неряшливым. Но в этом есть обаяние и узнаваемый авторский стиль. Поэт перенес историю создания ваньки-встаньки во времена хана Батыя – и получился сюжет, высекающий искры, захватывающая историческая фантазия. Трагическая, но с симфоническим поворотом к светлым аккордам в финале.

Евтушенко чувствовал природу фольклора – и ритмы, и созвучия, и интонацию, да и сюжетное построение. Есть в этом грустном (но и игривом!) повествовании высокое скоморошество.

Важно и другое. Это стихотворение о незаметном герое. О незнаменитом таланте. О мужике. Мы сегодня забываем о них, увлекаясь полководцами и героями с громкой славой. В нем есть и патетика, и дерзость. Сплав – это самое сильное литье. Ванька-встанька – всем известная игрушка – становится символом непобедимой, страдающей, но вечной России. Важнее батальных побед для Евтушенко – душевная стойкость. Мастер Иван Сидоров, не боявшийся Батыя, создавший игрушку на все времена, пал. Но благодаря таким Иванам мы и сохранили не только игрушку, но и народную душу – и его творение не погибло:

  • А в пылище прогорклой
  • Так же, мал, да удал,
  • С головёнкою гордой
  • Ванька-встанька стоял.

Так и превозмогли врагов. Стихотворение всегда производило сильнейшее впечатление, когда автор читал его с эстрады. И в любом сборнике, в любой антологии оно выделялось, захватывало внимание.

В 1974 году Владимир Мулявин превратил это стихотворение в рок-ораторию, ее исполняли «Песняры». Стихотворение располагает к протяжному, эмоциональному многоголосью.

Евгений Евтушенко

СКАЗКА О РУССКОЙ ИГРУШКЕ

  • По разграбленным сёлам
  • шла Орда на рысях,
  • приторочивши к сёдлам
  • русокосый ясак.
  • Как под тёмной водою
  • молодая ветла,
  • Русь была под Ордою,
  • Русь почти не была.
  • Но однажды, – как будто
  • все колчаны без стрел, –
  • удалившийся в юрту
  • хан Батый захмурел.
  • От бараньего сала,
  • от лоснящихся жён
  • что-то в нём угасало –
  • это чувствовал он.
  • И со взглядом потухшим
  • хан сидел, одинок,
  • на сафьянных подушках,
  • сжавшись, будто хорёк.
  • Хан сопел, иступлённой
  • скукотою томясь,
  • и бродяжку с торбёнкой
  • ввёл угодник толмач.
  • В горсть набравши урюка,
  • колыхнув животом,
  • «Кто такой?» – хан угрюмо
  • ткнул в бродяжку перстом.
  • Тот вздохнул («Божья Матерь,
  • то Батый, то князья…»):
  • «Дел игрушечных мастер
  • Ванька Сидоров я».
  • Из холстин дыроватых
  • в той торбёнке своей
  • стал вынать деревянных
  • медведей и курей.
  • И в руках баловался
  • потешатель сердец –
  • с шебутной балалайкой
  • скоморох-дергунец.
  • Но, в игрушки вникая,
  • умудрённый, как змий,
  • на матрёшек вниманье
  • обратил хан Батый.
  • И с тоской первобытной
  • хан подумал в тот миг,
  • скольких здесь перебил он,
  • а постичь не постиг.
  • В мужичках скоморошных,
  • простоватых на вид,
  • как матрёшка в матрёшке,
  • тайна в тайне сидит.
  • Озираясь трусливо,
  • буркнул хан толмачу:
  • «Все игрушки тоскливы.
  • Посмешнее хочу.
  • Пусть он, рваная нечисть,
  • этой ночью не спит
  • и особое нечто
  • для меня сочинит».
  • Хан добавил, икнувши:
  • «Перстень дам и коня,
  • но чтоб эта игрушка
  • просветлила меня!»
  • Думал Ванька про волю,
  • про судьбу про свою
  • и кивнул головою:
  • «Сочиню. Просветлю».
  • Шмыгал носом он грустно,
  • но явился в свой срок:
  • «Сочинил я игрушку.
  • Ванькой-встанькой нарёк».
  • На кошме не кичливо
  • встал простецкий, не злой,
  • но дразняще качливый
  • мужичок удалой.
  • Хан прижал его пальцем
  • и ладонью помог.
  • Ванька-встанька попался,
  • Ванька-встанька прилёг.
  • Хан свой палец отдёрнул.
  • Но силён, хоть и мал,
  • Ванька-встанька задорно
  • снова на ноги встал.
  • Хан игрушку с размаха
  • вмял в кошму сапогом
  • и, злобея от страха,
  • заклинал шепотком.
  • Но, держась за бока,
  • Ванька-встанька вдруг вынырнул
  • из-под носка!
  • Хан попятился грузно,
  • Русь и русских кляня:
  • «Да, уж эта игрушка
  • просветлила меня…»
  • Хана страхом шатало,
  • и велел он скорей
  • от Руси – от шайтана –
  • повернуть всех коней.
  • И теперь уж отмаясь,
  • положённый вповал,
  • Ванька Сидоров мастер
  • у дороги лежал.
  • Он лежал, отсыпался,
  • руки белые врозь,
  • василёк между пальцев
  • натрудившихся рос.
  • А в пылище прогорклой,
  • так же мал да удал,
  • с головёнкою гордой
  • Ванька-встанька стоял.
  • Из-под стольких кибиток,
  • из-под стольких копыт
  • он вставал неубитый,
  • только временно сбит.
  • Опустились туманы
  • на лугах заливных,
  • и ушли басурманы,
  • будто не было их.
  • Ну, а Ванька остался,
  • как остался народ.
  • И душа Ваньки-встаньки
  • в каждом русском живёт.
  • Мы – народ ванек-встанек.
  • нас не Бог уберёг!
  • Нас давили, пластали
  • столько всяких сапог!
  • Они знали, мы – ваньки,
  • нас хотели покласть,
  • а о том, что мы встаньки,
  • забывали, платясь.
  • Мы – народ ванек-встанек.
  • Мы встаём – так всерьёз.
  • Мы от бед не устанем,
  • не поляжем от слёз…
  • И смеётся не вмятый,
  • не затоптанный в грязь
  • мужичок хитроватый,
  • чуть пока-чи-ва-ясь…
  • 1963 год