Текст: Ольга Лапенкова
Читатель, хотя бы понаслышке знакомый с миром изобразительного искусства, наверняка знает, что художники редко берутся за работу, имея в арсенале только бумагу и карандаш. Большинство живописцев – причём неважно, любители это или профессионалы, – предпочитают иметь то, что собираются перенести на полотно, прямо перед глазами. Именно поэтому в мастерской художников можно встретить гипсовые головы и гибкие манекены, а когда нужно написать особенно подробный портрет, на помощь приходят натурщики – живые люди, которые за определённую плату «застывают» в нужной позе и стоят так, если нужно, часами.
Чтобы написать не картину, а литературное произведение, авторы часто используют тот же принцип: они «списывают» персонажей с реальных людей. Вместо позирования в ход идут расспросы самого человека и его окружающих – и в итоге получается объёмный, живой герой, чьи поступки могут вызывать одобрение, восхищение, негодование – но только не сомнение. А если читатель и воскликнет: «Разве люди так себя ведут?», автору достаточно будет сделать кивок в сторону кое-кого из знакомых – и вопросы рассеются сами собой.
А. С. Пушкин, будучи художником слова, работал с прототипами много и увлечённо. На прошлой неделе мы уже говорили о С. Г. Голицыне, который стал «папой» коварного Германна из повести «Пиковая дама». Голицын был приятелем Пушкина и, говорят, сам поведал классику историю о трёх картах, которые в своё время помогли ему выбраться из долгов.
Ещё одним немаловажным человеком в творческой судьбе Пушкина стала его соседка П. А. Осипова, которая щедро одаривала поэта советами по управлению имением. Попивая чай с Александром Сергеевичем, она, конечно, не догадывалась, что станет «мамой» пусть второстепенной, но очень важной героини бессмертного романа в стихах.
Вымышленный персонаж: госпожа Ларина
О жизни госпожи Лариной, мамы Татьяны и Ольги, мы знаем не слишком много, но и не сказать чтобы мало. Пару лет назад мы посвящали этому персонажу отдельную статью – и теперь повторим самые важные факты.
В молодости она влюбилась в некоего дворянина, с которым у неё было много общих интересов: столичная жизнь, тусовки, танцы, мода… Всё это требовало расходов, а большими средствами родители барышни, судя по всему, не располагали. Поэтому они не разрешили Прасковье выйти замуж по любви, а подыскали ей более надёжную партию:
- …В то время был ещё жених
- Её супруг, но поневоле;
- Она вздыхала по другом,
- Который сердцем и умом
- Ей нравился гораздо боле:
- Сей Грандисон был славный франт,
- Игрок и гвардии сержант.
- Как он, она была одета
- Всегда по моде и к лицу;
- Но, не спросясь ее совета,
- Девицу повезли к венцу.
После свадьбы оказалось, что характер у Дмитрия Ларина (так звали супруга девушки) не просто мирный, а прямо-таки плюшевый. Новоиспечённая хозяйка устраивала один скандал за другим, а тот просто ждал, когда жена успокоится. Тактика оказалась выигрышной, тем более что молодая семья, по настоянию супруга, уехала из Москвы. Очевидно, супруг понимал: в большом городе супруга продолжит посещать светские мероприятия и, следовательно, видеться со своим «славным франтом».
- И, чтоб её рассеять горе,
- Разумный муж уехал вскоре
- В свою деревню, где она,
- Бог знает кем окружена,
- Рвалась и плакала сначала,
- С супругом чуть не развелась;
- Потом хозяйством занялась,
- Привыкла и довольна стала.
- Привычка свыше нам дана:
- Замена счастию она.
Так Ларина превратилась в старательную хозяйку – и это делает ей честь, ведь в деревне тоже хватало возможностей спустить деньги на ветер. Однако вместо развлечений девушка взяла на себя обязанности, для исполнения которых некоторые дворянские семьи нанимали экономку. (Или просто пускали всё на самотёк, как в усадьбе Маниловых.)
- Она езжала по работам,
- Солила на зиму грибы,
- Вела расходы, брила лбы,
- Ходила в баню по субботам,
- Служанок била осердясь —
- Все это мужа не спросясь.
Последний стих показывает, что «нежная дева», живя с нелюбимым мужем, ожесточилась. Однако, не оправдывая Ларину, следует заметить, что физические наказания в XIX веке были в порядке вещей. Дворяне нещадно били розгами собственных детей – что уж говорить о крепостных. Однако помещик отвечал перед законом только в том случае, если крестьянин в результате таких «наказаний» умирал. Да и общество в целом поддерживало идею, что простые трудяги по-хорошему не понимают.
Так или иначе, с собственными дочками Прасковья обращалась намного мягче. 16-летней Ольге она позволяла гулять с Владимиром Ленским по всей деревне, хотя такое времяпрепровождение для незамужней барышни в XIX веке считалось категорически недопустимым. Да и с Татьяной была не особенно строга, пока та не отказала трём женихам подряд…
Последние годы Прасковьи Лариной нельзя назвать ни счастливыми, ни несчастными. С одной стороны, она осталась одна в глуши. С другой, её любимые девочки оказались хорошо пристроены – и, если «продлить» историю из «Евгения Онегина», наверняка подарили ей внуков, к которым можно было приезжать в гости. А что может быть приятнее для почтенной домохозяйки, чем потискать малышей?
Примерно так – в хозяйственных хлопотах и общении с детьми и внуками – протекала и жизнь Прасковьи Александровны Осиповой, чья усадьба Тригорское находилась менее чем в четырёх километрах от пушкинского владения – Михайловского.
Реальный человек: Прасковья Александровна Осипова
П. А. Осипова (1781–1859) происходила из очень знатной и богатой дворянской семьи. Регалии её предков (среди которых имелся даже тайный советник, а это была, согласно «Табели о рангах», самая высокая должность из всех существовавших) могли бы стать материалом для отдельной статьи, а что касается состояния семьи, то после смерти отца Прасковья Александровна унаследовала 1200 душ. Поскольку в качестве «душ» в XIX веке регистрировали только крепостных мужчин, это значит, что де-факто в её подчинении находилось порядка 2 400 человек.
В отличие от литературного двойника, Прасковья Александровна выходила замуж дважды, – и первый супруг ну очень напоминал Дмитрия Ларина. По воспоминаниям её внучки А. П. Керн (да-да, той самой, которой посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»), «это была замечательная пара. Муж нянчился с детьми, варил в шлафроке варенье, а жена гоняла на корде лошадей или читала Римскую историю».
Если читатель увидит в словах «замечательная семья» иронию, то он, возможно, будет прав, потому что дальше в воспоминаниях Керн бабушка охарактеризована как «сварливая и капризная». С одной стороны, она любила проводить время с родными и даже училась вместе с внучками английскому языку; с другой стороны, деревенская глушь (где у супругов протекла вся совместная жизнь) предоставила ей неимоверный простор для выяснения отношений с детьми и другими родственниками – и никакие балы и приёмы её от этого не отвлекали.
После смерти мужа, в 1813 году, Прасковья Александровна осталась одна с детьми (которых, кстати, было не двое, а пятеро). В том же году умер и отец властной помещицы, поэтому какое-то время она, совсем как госпожа Ларина, сама управляла всем хозяйством – и делала это весьма умело: недаром, как мы уже говорили, сам А. С. Пушкин консультировался с ней по вопросам домашнего хозяйства. Прасковья Александровна совершенно не имела страсти мотать деньги; госпожа Ларина тоже от этого воздерживалась. И хотя героиня жила намного беднее, чем её «мама» из реального мира, все повседневные расходы Ларина покрывала из тех средств, которые ей приносил труд крепостных крестьян, и в долги не влезала. Об этом мы можем судить по беседе с соседом, которая состоялась, когда подошла пора куда-нибудь пристраивать Татьяну:
- «Что ж, матушка? за чем же стало?
- В Москву, на ярманку невест!
- Там, слышно, много праздных мест». –
- «Ох, мой отец! доходу мало». –
- «Довольно для одной зимы,
- Не то уж дам хоть я взаймы».
Правда, в отличие от госпожи Лариной, Прасковья Александровна вышла замуж ещё раз – за И. С. Осипова. И даже успела родить ещё детей, на этот раз – двух дочерей. Не правда ли, снова кого-то напоминает?
В завершение статьи хочется привести любопытный, хотя и немного пугающий факт. Пушкин, которого с Прасковьей Александровной, несмотря на разницу в возрасте, связывали близкие дружеские отношения, будто бы не мог упокоиться, пока не попрощался с ней и с её имением. Когда поэт погиб на дуэли, гроб с его телом повезли из Петербурга в Псковскую область, в фамильный склеп Пушкиных. Но по дороге (зима, темнота, бездорожье…) извозчики заблудились – и случайно заехали в Тригорское. Младшая дочь Прасковьи Александровны потом вспоминала: «Точно Александр Сергеевич не мог лечь в могилу без того, чтоб не проститься с Тригорским и с нами».
Список использованных источников
- А.П. Керн (Маркова-Виноградская). Воспоминания о Пушкине.
- Е.И. Фок. Рассказы о Пушкине, записанные В.П. Острогорским.