Текст: Ирина Шлионская.
Готический жанр в литературе зародился во второй половине XVIII века, еще в эпоху романтизма, и, как ни странно, не «умер» до сих пор. Более того – четко обозначились отдельные его направления, на которые не делали особого акцента авторы прошлого. В частности, это романы и повести, главные герои которых – представители литературной профессии.
В большинстве готических произведений герой или героиня (чаще героиня) приезжает в некий замок, дом или особняк, и вскоре обнаруживает, что там происходят странные, загадочные, а порой и детективные события.
Если речь идет о так называемой «литературной готике», то владельцем особняка является обычно некий знаменитый писатель или поэт (нередко живущий в затворничестве). А персонаж, от чьего лица ведется повествование, устраивается к нему кем-то вроде литературного секретаря или биографа и, как правило, пытается распутывать тайны, которые окружают владельца дома и его обитателей, в том числе связанные с реальными преступлениями. Две книги, которые мы рассмотрим ниже, в этом плане не исключение.
Кэрол Гудман. Тайна Ненастного перевала.
Пер. с английского А. Осмининой.
М.: Эксмо, 2025 - 352 с.
Сюжет произведения очень и очень смахивает на «Тринадцатую сказку» Дианы Сеттерфилд. Но точно так же в нем присутствуют прямые отсылки к «Замку Отранто» Горацио Уолпола, «Джейн Эйр» и «Грозовому перевалу» сестер Бронте и, наконец, «Ребекке» Дафны Дюморье.
Агнес Кори работает редактором в небольшом издательстве, которое находится на грани закрытия. Тридцать лет назад оно опубликовало книгу Вероники Сент-Клэр «Секрет Ненастного Перевала», ставшую бестселлером. Но роман не имеет конца. Руководство издательства надеется, что выпуск продолжения поможет исправить тяжелую финансовую ситуацию, и направляет Агнес к Веронике в качестве помощницы. Один нюанс: писательница ослепла после пожара, и ей нужен кто-то, чтобы записывать текст.
Вероника живет в старинном родовом поместье в долине Гудзона, которое действительно называется «Ненастный Перевал». Там некогда располагалась психиатрическая лечебница для «заблудших женщин» - девушек, которые занимались воровством, бродяжничеством, вели беспорядочный образ жизни. Ее владельцем являлся отец Вероники – доктор Роберт Синклер (видимо, псевдоним «Сент-Клэр» произошел от этой фамилии, хотя напрямую в книге об этом не говорится, либо так в русском переводе).
В юности Синклер поместил в лечебницу собственную дочь после ее побега из родного дома. Над пациентками здесь всячески измывались. Кроме того, Синклер проводил эксперименты над их психикой, включающие гипноз, регрессию прошлых жизней и электрошоковую терапию. Вероятно, все это и привело в конечном итоге к трагедии, вследствие которой погиб и сам доктор.
Но драматичная история «Ненастного Перевала» началась еще сто лет назад, когда здесь располагался женский приют, которым управляла бабушка Вероники. С тех пор ходят легенды о маньяках и убийцах.
Для Агнес работа у известной писательницы является практически единственной профессиональной перспективой: в возрасте под тридцать она только начинает карьеру. У девушки сложная судьба: с детства девочка скиталась по приемным семьям, выросла в интернате для трудных подростков. Ей приходится жить не в обычной квартире, а в социальном отеле со строгими правилами и ограничениями.
Погружаясь в повествование о живущей в поместье Ненастный Перевал Вайолет и ее подруге Джен, Агнес начинает понимать, что эта история тесно связана с ней самой, и скорее всего, она оказалась тут вовсе не случайно. Не говоря уж об очевидности параллелей: Агнес вполне могла бы быть подопечной местного приюта в 1920-е годы или пациенткой печально знаменитой лечебницы в 90-е.
В принципе разгадка основных событий брезжит уже к середине романа, хотя во всех деталях ее все-таки довольно сложно предвидеть. Тем более в книге аж три временных пласта – начало ХХ века, его конец и наши дни. Но как бы то ни было, вы получите удовольствие, если любите чтение с претензией на интеллектуальность и со ссылками на литературную классику.
Дарья Дезомбре. Дочь поэта.
М.: Эксмо, 2025 - 320 с.
Дарья Дезомбре известна как автор закрученных триллеров на грани мистики. Часто темы ее произведений связаны с культурой и искусством. Но последний роман несколько выбивается из этой череды.
Питерская аспирантка Ника Бардт - специалист по романтической поэзии начала XIX века и преподаватель в университете. Она - типичный «синий чулок». Мать Ники с новым мужем – модным пластическим хирургом - давно живет за границей, общаясь с дочерью только онлайн, а отец-ученый недавно скончался от онкологии. Девушка находит подработку на лето – литсекретарем у знаменитого поэта Олега Двинского. Ей приходится переехать на дачу у Финского залива. А вскоре ее нанимателя находят мертвым в ванне. Официально эта смерть квалифицируется как несчастный случай, но есть подозрение, что хозяина дома убили. И Ника пытается докопаться до истины. Тем более что у нее есть на это право – она внебрачная дочь поэта… И об этом сложно не догадаться – девушка внешне похожа на биологического отца как две капли воды…
Никой движет не только желание разобраться в происшедшем. Оставшись практически одна (не считая далекой и фактически чужой для нее матери, а также недавно обретенного возлюбленного, с которым у нее довольно сложные отношения), она пытается идентифицировать свои корни (что, кстати, роднит ее и с героиней «Тайны Ненастного Перевала») и в глубине души жаждет стать частью семьи Двинских, ведь это в сущности теперь единственная семья, которая у нее осталась.
Казалось бы, практически каждый из ближайшего окружения покойного имел мотив для убийства. Первая жена и пасынок, две дочери от второй жены, погибшей при загадочных обстоятельствах, третья, совсем молодая супруга… Всем глава семейства когда-то серьезно испортил жизнь. Но кто из них мог решиться на месть?
Хотя формально книга вроде бы детектив, по сути она мало чем напоминает этот жанр. Главная героиня постоянно рефлексирует, описывая события, происходящие с ней и другими, «высоким литературным слогом» (недаром в романе достаточно подробно излагаются биографические факты из жизни Пушкина и Баратынского, которые исследует Ника):
Это скорее похоже на семейную сагу с ее сложными перипетиями. Почти все персонажи что-то скрывают. Порой это тайны из прошлого, порой события настоящего времени. У каждого – своя трагедия. И тем больше подозрений они на себя навлекают.
Однако, по мере того как продвигается действие, у читателя не возникает никаких определенных предположений о том, кто на самом деле мог убить Двинского. Как будто никто из его близких не тянет на убийцу. И все же…
«Дочь поэта» - это отнюдь не легкое чтиво. Если вы любите криминальные загадки, эта книга не для вас. Хотя смерть главного героя действительно стала следствием его неблаговидных поступков, совершенных при жизни. Роман для тех, кого больше привлекают личные и семейные истории, и еще, пожалуй, тема творчества, за успехи в котором иногда приходится платить слишком дорогую цену.
