Текст: Руслан Манеев
Создатели спектакля "Ревизор" в Губернском театре экспериментируют с жанром хип-хоп, одновременно сохраняя классический текст пьесы. Режиссер Юрий Квятковский не стал оживлять привычных гоголевских героев: на сцене в загробном городе N. кровопийная администрация говорит языком андерграунда.
Режиссерский почерк вполне узнаваем: видеопроекция преображает театральное пространство в раскадровку комикса в том же духе, в каком были поставлены Квятковским два десятка лет назад "Копы в огне". И визуальное решение художника Антона Левдика можно было бы назвать блестящим. Двумерный готический мир. Неровные, будто секущиеся белые штрихи дополняют реальность сценического действия: подчеркивают жесты актеров, синхронизируются с софитами. Перспектива меняется с каждым новым эпизодом, и в черно-белых литографических пейзажах и интерьерах чувствуешь глубину. Это не анимированные обои на экране монитора, а полноценное художественное пространство. Типичный, узнаваемый вампирский сеттинг.
Грузный кровосос городничий нависает над кладбищенским городом N.; упыри-чиновники (чувствуем незатейливую игру смыслов) потчуют деньгами (в образе летучих мышей) лжеревизора Хлестакова, который и сам встречает посетителей в апартаментах, свисая головой вниз. Сплошь готические шаржи - это такая игра образами.
Действие спектакля путается в паутине сшитых-перешитых рифмой реплик. Конечно, рэп - чудо живой речи, обработанной в стихии первобытных ритмов. Но одно дело, когда "зачитывают" городничий и остальная орда упырей: "К нам приехал Ревизор!" И совсем другая картина - рифмованные мечты саратовского франта о сытом столе. Бесконечный рэп-орнамент в спектакле не работает и только перегружает восприятие.
Музыкальное сопровождение приятно ускоряет действие, а сама по себе андерграундная эстетика выигрышно сочетается со своеобразной графикой и как нельзя лучше подходит к гротескным миражам улиц уездного города - инфернального интерьера склепов-лачуг.
Замысел спектакля близок к мюзиклу, но не может им стать, как ни старайся. Просто классику улучшили хип-хоп-стихом и готикой. "Ревизор" Квятковского оказался Гоголем в формате комикса.
Так, говорят, актуальней и понятней молодому поколению.
Бесспорно, молодое поколение оценит прямые отсылки в образах семьи городничего к семейке Адамс и тем более к хайповому сериалу "Уэнздей". Вампирская тема дана лишь в общих чертах и ни на что не претендует. Легкая комедийная метафора: упыри-взяточники встретили другого упыря, и произошло… переливание крови?
Недавний хит режиссера в МХТ им. Чехова - "Кабала святош" с Цискаридзе и Хабенским - был совсем другим по композиции. А в "Ревизоре" полет глубокой мысли явно тормозится… Чем? Вряд ли бессмертными чернилами Гоголя. Может, дело как раз в любимом режиссерском почерке? Зрителю судить.
