Текст: Алёна Заика
Фантастическая литература, по мнению многих россиян, – это не только развлечение. В ТАСС назвали «главной причиной интереса к научной фантастике» то, что она «служит инструментом осмысления действительности через образы будущего». Но как организовать диалог между точным языком знаний и образным языком художества?
Именно это происходило на Марафоне науки и фантастики, который состоялся с 19 по 21 декабря в Тюмени на площадке Школы перспективных исследований ТюмГУ. Здесь литература стала одним из ключей к миру будущего.
В первый день марафона на мастер-классе «Создание фантастических миров и писательство» Евгений Борисов, писатель-фантаст, поделился формулой разработки «иных» реальностей всего за четыре шага:
- для начала стоит подумать, какой технологии вы боитесь или какая технология вас вдохновляет настолько, что хотелось бы проследить за ее развитием – сейчас и в перспективе на будущее;
- затем добавить фантастическое допущение и развить эту технологию до «столкновения» – описать, к чему привела нынешняя проблема;
- далее придумать героя, который в этом мире сильнее всего чувствует получившийся конфликт;
- и зафиксировать этот каркас логлайном.
В качестве личного примера Евгений привел проект «Хроники разбитого мира». Работа над первой книгой велась командой четыре года. Вселенная, созданная в книге, продолжает развиваться прямо сейчас, переходя в киноиндустрию.
Зашла речь и о взгляде на литературу с коммерческой точки зрения. Здесь Евгений Борисов отмечает: «Очень важно понимать, для вас писательство – это творчество или вы хотите из этого сделать бизнес? Книги не окупили мои вложения, это скорее пиар-история».
Тогда Евгения спросили: «Как развиваться, чтобы стать фантастом? Что нужно, помимо дара от Бога?» На что он ответил: «Много писать. Делать заметки, писать-писать-писать. И всегда это строится на личной истории, на личной боли внутри. Когда она накопится так, что вы уже не сможете удержать ее в себе, вы садитесь, создаете фантастический мир, в котором увеличиваете вашу проблему и прорабатываете ее. А еще стоит почитать фантастов».
Настоящая практика владения художественным словом ждала участников на мастер-классе «Шот – от слова выстрел» от Олега Кожина, российского писателя и сценариста.
Во-первых, он поделился простым, но действенным упражнением со специфичным названием «расшизовка», которое помогает побороть это чувство: «Сидишь, смотришь на белый лист, и тебе реально плохо – не можешь из себя ничего выжать…» Для победы над страхом чистого листа Олег советует записывать всё, что приходит в голову: «Выбираешь любой предмет в комнате и начинаешь о нём писать всякую пургу. Переносишь на белый лист и понимаешь, что ты способен его заполнить».
Во-вторых, писатель провел экспресс-тренировку по созданию шотов – коротких рассказов из пятидесяти слов. Олег объяснил правила, поделился лайфхаками и особыми «читами», после чего желающие смогли продемонстрировать свои шоты аудитории – и сразить слушателей наповал.
Когда заинтересованные спрашивали, как найти собственный голос в литературе, Олег рассказал: «Любой человек, когда начинает творить, хочет делать "как тот чувак". Но если ты постоянно этим занимаешься, "свой стиль" проклюнется в любом случае – ты захочешь звучать иначе».
Сам Олег признается, что пришел в профессию случайно: на маленьком конкурсе внезапно победил двенадцать человек – «и самого себя победил». Теперь привычка такая: «Я пишу каждый день. Мне кажется, что талант переоценён, вдохновение переоценено, а «железный зад» недооценён – когда садишься и пишешь. Усидчивость и регулярность очень важны».
И, кроме прочего, Олег советует находить хороших бета-ридеров. В его группе первых читателей – люди, которые знают то, чего не знает он. Например, среди них есть медик и человек, который разбирается в огнестрельном оружии.
Ответ на этот вопрос нашелся на лекции «Зачем нам сегодня научная фантастика? Как фантасты предсказывают будущее», которую провела писатель Октавия Колотилина, победитель Литературной мастерской Сергея Лукьяненко. Она погрузила слушателей в историю мировой и российской фантастики, а также рассказала, выход в свет каких великих изобретений предвосхитили писатели-фантасты.
Например, пластиковые карты появились только в 1950 году, а впервые их идея родилась в романе Эдварда Беллами «Золотой век» в 1888-м. Раздвижные двери «придумал» Герберт Уэллс в романе «Когда Спящий проснется» (1899 г.), а Евгений Замятин в романе «Мы» (1920 г.) предсказал появление Интернета. Что нас ждет впереди? Возможно, освещение улиц с помощью биолюминесцентных деревьев, быстрый синтез материалов, плазменная защита и многое другое…
Несмотря на множество утопичных идей, Октавии кажется, что сейчас научная фантастика переживает серьезный кризис, и вот почему:
- в обществе упал интерес к технологиям, произошло разочарование в прогрессе;
- снизился уровень компетенций у авторов из-за узкой специализации профессий;
- ритм жизни современного человека и информационная пресыщенность привели к тому, что больший запрос у читателей – на «простую» литературу.
И тем не менее, по словам Октавии, в нашем обществе есть предпосылки к возрождению жанра научной фантастики: возникает потребность в образе позитивного будущего, растет информатизация общества, увеличивается кругозор читателей: «Фантастика дает нам представление о том, куда мы можем двигаться, и о том, куда двигаться лучше не надо».
Хочется верить, что отечественная фантастика и правда переживает некий «перезапуск», что диалог о будущем будет разворачиваться здесь и сейчас благодаря подобным проектам. На марафоне также поговорили о неокосмизме и инфраструктуре языка, о проектировании будущего, креативных индустриях в эпоху ИИ, о произведениях наших соотечественников и о многом другом.
Организаторы марафона – АНО «Агентство инноваций» при поддержке АСИ – уже второй год приглашают всех, кому интересен завтрашний день, присоединиться к этому диалогу.
