Его отец был волостным старшиной, служил в армии, в 1772 году участвовал в польском походе Суворова. Башкирских старейшин не устраивало строительство заводов на их землях: нарушались исконные права, резко менялись жизненные устои. Юлай и его сын Салават Юлаев присоединились к пугачевскому восстанию. Молодой Салават стал воином-певцом – это важнейший для башкирской культуры образ. После пленения Пугачева генерал Павел Потемкин обратился к нему с предложением немедленно сложить оружие. Ему предлагали прощение. Салават отказался…
Правительственные войска настигли его в горах Каратау. 25 лет Салават провел в Эстонии, в крепости Рогервик. Там и скончался в 1800 году. Для соплеменников он остался легендарной фигурой. Его песни по-прежнему звучали. Появлялись и баллады, посвященные самому Салавату. В легендах он представал эпическим героем: «Когда Салавата Юлаева поймали и сослали на каторгу, вся Башкирия плакала. Люди плакали целыми семьями и аулами. Их слёзы уходили под землю и превращались в хрусталь».
Народных сказителей – сэсэнов, которые пели песни о Салавате, подвергали наказаниям. Но постепенно память о нем восстановилась и в башкирской, и в русской среде. Композитор Александр Алябьев положил на музыку одну из песен о Салавате в русском переводе.
Во времена Александра II с этой темы сняли завесу запрета. Биография мятежника привлекала исследователей и писателей. «Впечатлительный, с натурой страстной и поэтической, он ко всему прислушивался, на все отзывался и приходил в восторг от красот родной природы», - писал Филипп Нефедов, его первый биограф.
В советские времена образ героя башкирского народа утвердился окончательно. В 1941 году кинематографический мэтр Яков Протазанов снял фильм о Салавате, ставший весьма популярным. Сценарий написал Степан Злобин – автор романа о башкирском батыре. В 1967 году в Уфе установили замечательный конный памятник батыру. Его стихи переводил Борис Турганов – во время войны киевский поэт оказался в эвакуации в Башкирии. Увлекся фольклором и историей этого народа. Салавату приписывали и традиционные любовные песни («Зюлейха»), и свободолюбивые баллады, заставлявшие вспомнить о его судьбе.
Этого бесстрашного бунтаря и поэта башкирский народ будет почитать всегда. Противоречия, которые превратили его в мятежника, давно стерлись, а яркая личность осталась. В фольклорной памяти он – рядом со Стенькой Разиным и Емельяном Пугачевым. Его стихи – в большей степени легенда, чем литературный памятник. Прижизненные записи не сохранились. Песни Салавата передавались из уст в уста, их дополняли, что-то наверняка писали под именем героя, добавляя собственные оценки и эмоции. Стихи Салавата – это часть нашей общей культуры.
МОЙ УРАЛ
- Ай, Урал ты, мой Урал,
- Великан седой, Урал!
- Головой под облака
- Поднялся ты, мой Урал!
- Моя песня о тебе,
- О любви моей к тебе.
- Вместе с полною луной
- Золотом одет Урал,
- Вместе с утренней зарёй
- Серебром блестит Урал.
- По бокам твоим, Урал,
- Встали тёмные леса,
- А у ног твоих, Урал,
- Степь – зелёная краса.
- Белоснежные цветы
- На лугах твоих цветут,
- И цветы, и соловьи
- Честь Аллаху воздают.
- Громко славит птиц напев
- Первый ясный солнца луч,
- А закатный солнца луч
- Провожает, присмирев.
- Ай, Урал ты, мой Урал,
- Великан седой, Урал!
- Все слова я растерял,
- Как воспеть тебя, Урал?
- Заиграй же, мой курай,
- Песню, чтоб вошла в сердца,
- И Урал, и весь наш край
- Прославляя без конца!
- Перевод Бориса Турганова
