19.08.2025
В этот день родились

О чем мечтают философы: странный космос Валерия Губина

5 августа 2025 года могло исполниться 85 лет создателю и первому декану философского факультета РГГУ – гораздо менее известному как оригинальный писатель-фантаст

Страница В. Губина на сайте РГГУ и обложка его книги, выставленной на продажу в 'Озоне'
Страница В. Губина на сайте РГГУ и обложка его книги, выставленной на продажу в 'Озоне'

Текст: Марианна Смирнова (канд. филос. наук)

Пишут ли философы книги? Ну разумеется, пишут. Можно сказать, только этим и занимаются. А как насчет художественной литературы?

С этим сложнее. На ум, конечно же, сразу приходят мыслители Эллады, облекавшие свои идеи в форму диалогов и развернутых метафор. Затем – беглая пробежка от Ренессанса до Просвещения: Мишель де Монтень со своими «Опытами», Томас Мор и его «Утопия», великий насмешник Вольтер, одиозная для современников фигура Жан-Жака Руссо. Поэтический бред Ницше на рубеже столетий.

Затем – радикальное отрезвление XX века и экзистенциалисты: Жан-Поль Сартр, отчасти Альбер Камю, не считавший себя, впрочем, философом в чистом виде. Из современников, пишущих сейчас, в XXI веке, – британец Ларс Айер с его абсурдистскими, слегка издевательскими романами о философах, ищущих утраченный, судя по всему, в бесконечных дискуссиях смысл жизни.

Фантастика тут занимает отдельную нишу: она сразу стала полигоном, где удобно обкатывать футуристические прогнозы, социальные конструкты и неуместные идеи. Станислав Лем, Артур Кларк и Айзек Азимов успешно играли на этом поле. Их творчество имело философское измерение, но все же они были в первую очередь фантастами. Обратный случай – когда человек, глубоко и профессионально погруженный в философию, обращается к фантастическому жанру, потому что академических инструментов ему недостаточно – вот это уже редкость.

В русской литературе такой человек был. Причем в современной русской литературе.

Валерий Губин (1940-2022, это имя мало что говорит любителям фантастики) окончил МГУ, занимал должность декана философского факультета РГГУ и специализировался на проблемах философской антропологии и онтологии. А еще – опубликовал сборник фантастических рассказов с неудачным названием «Кругом пришельцы». И если кто-нибудь заинтересуется остальными его произведениями, то получится как в расхожей байке об английской королеве, которая якобы, восхитившись «Алисой в Стране чудес», попросила принести ей другие книги этого остроумного автора – и получила стопку математических трактатов. Я преувеличиваю, но писательское наследие Губина невелико – около тридцати рассказов, три-четыре повести. Все остальное – научные работы. На "Литресе", например, представлены только они. Впрочем, рассказы тоже можно найти в открытом доступе, если поискать.

Название сборника сбивает с толку. Пришельцы? Война миров, контакт цивилизаций, перепевы Лема? А может, под обложкой нас ждет развернутая иллюстрация к современным философским мемам, идейному фастфуду современности? Иллюстрировал же Питер Уоттс в «Ложной слепоте» одновременно два широко известных мема: «философского зомби» и «китайскую комнату»…

Ничего подобного. Губина-фантаста интересовали другие вещи. Например, память. Отмечу, что в профессиональном наследии Губина есть книга «Метафизика памяти» (РГГУ, 2017) – философский анализ феномена памяти, не ее нейробиологической основы, а того, какое значение она имеет для человека. Полистаем «Пришельцев» – есть там что-нибудь на эту тему?..

Еще как есть. В «Подарке старой феи» герой, решивший донести пожилой даме сумки, получает от нее странный дар. Память. «Но я же не жалуюсь на память!» – протестует одариваемый…

Нет, конечно, не жалуется. Но как много он, оказывается, забыл.

Сначала начинают всплывать воспоминания детства. Затем – воспоминания, от которых становится больно. Давние, тревожные, вытесненные на задворки сознания. Ошалев от наплыва эмоций, испытывать которые совсем не хочется, герой бежит обратно за избавлением. Но странной дамы нигде нет, она улетучилась, как положено фее – но оставила ему письмо:

…пересильте себя и постарайтесь вспомнить еще – самое главное, что нужно вспомнить. Это дано не каждому, и ведет к такому воспоминанию долгий и трудный путь. Но ведь вы уже в пути.

Далеко не все из того, что мы чувствуем, имеет соответствие в языке. Мы изобрели словечки вроде «дежавю» и «жамевю», мы знаем, что такое «архетип» и «коллективное бессознательное»… Но как называется ощущение, будто ты забыл что-то неимоверно важное, и вот-вот вспомнишь – но воспоминание ускользает? Как назвать одним словом ту особую «тревогу предзакатного часа», которая знакома многим? Или ощущение, что живешь не своей жизнью, что где-то есть жизнь иная – причем не такая, где ты более счастлив или более успешен, а такая, где иное вообще всё – цели, чувства, сама суть бытия?

Губин не стал изобретать термины для всех этих труднообъяснимых, но субъективно значимых явлений и состояний, хотя, наверное, мог бы. Он просто их описал, точно и тонко. Прочитав финал «Старой феи», я удивилась: это было мое собственное детское ощущение, с безупречной точностью охарактеризованное другим человеком.

Я поднял глаза. На солнце наползала огромная сизая туча, похожая на старинный корабль. «Когда-то я уже видел все это. Скорее, скорее, пока солнце не скрылось, надо вспомнить. И, возможно, это будет самое важное. <…> Нет, не успел. Но ведь я еще только в начале пути.

Что же это такое, о чем мы силимся вспомнить всю жизнь? Решайте сами.

Классические научно-фантастические идеи Губин использует широко, но своеобразно. Например, временные парадоксы: сотрудник «института хроноскопии» возвращается в Москву своего детства, переживает там встречу с наставником, мгновенную любовь – и постепенно осознает, что в его прошлом не было этих событий и людей. Но куда же он проваливался, в таком случае – в собственное подсознание? Неважно. Единственное, что имеет значение, – ощущение экзистенциальной потери, куда глубже, чем ностальгия по беззаботному детству, которое только издалека кажется таким уж беззаботным.

Космос у Губина тоже странный. Это не «темный лес» Лю Цысиня, не гиперпространственный ИИ-кошмар Симмонса, не застывшее на часах «время жестоких чудес» Лема. Это космос как метафора истинного дома – и одновременно истинного скитания.

В сборнике есть брэдберианские по сюжетам рассказы («Лабиринт», «Зеленый свет», «Танцы в начале века»). Но Вселенная Губина несравнимо добрее – если пройти насквозь лабиринт на незнакомой планете, держа в голове образ погибшей Земли, то выйдешь туда, где шум листвы, и плеск реки, и теплый свет в окнах.

Брэдбери в «Марсианских хрониках» эксплуатировал вечный человеческий страх подмены, осознания, что близкий – вовсе не близкий, а неизвестно кто. Здесь этой хоррорной нотки нет, Вселенная играет с человеком честно: тоскуешь по Земле, вот тебе Земля. А потянет назад, во тьму лабиринта, к остову корабля и космической неприкаянности – иди. Ты ведь свободен.

Этот космос действительно способен подарить старым усталым людям планету, где растут зверобой и кукушкины слезки «как у нас на Севере». Но кого благодарить за такой царский подарок?

Мы уже уходим. Мы всегда уже уходим. <…> Ты просто живи и слушай, как наше дыхание касается твоего уха, как завещанное осеняет тебя своим крылом. И сил тебе хватит, пока не померкли солнце и свет, и луна, и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. <…> «Пока не порвалась серебряная цепочка, – прошептал капитан, вспоминая, – и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем.

Разве это инопланетяне? Да нет. Это кто-то совсем, совсем другой.

Фантастика Губина граничит с магическим реализмом. Кстати, старую фею с ее обоюдоострыми подарками зовут Анной Андреевной (узнали?). Вообще, это очень русская проза. Только, о чудо, без всякого «русреала» с обязательной болотной хтонью, местечковыми ужастиками, провинциальным хоррорком. Все это модно, скучно, и всего этого у Губина нет. Даже когда он, свердловский мальчик 1940 года рождения, вспоминает суровое послевоенное детство или отправляет героя в глухую мещерскую деревню. Да, там будут болота. И какие!

И тут же перед ним открылось болото – ровное поле с огромными кочками и бесчисленными бочагами, наполненными коричневой жижей, огромное, как море, только на горизонте впереди темнели островки деревьев. Было такое ощущение, что здесь кончается земля, как то пространство, где можно существовать человеку…

А хтони не будет. Разве хтонь о таком спрашивает?

Тут его кто-то громко спросил: «А ты помнишь, как в детстве тебе пришла мысль о смерти, и ты долго лежал и плакал от страха в темноте?» Иван остановился как вкопанный, но потом понял, что это он сам себя спрашивает, но его внутренний голос звучит громко и со стороны, как будто чужой говорит. Да, помню, ответил он вслух, и все время буду помнить. «А помнишь, как потом пошел дождь, глухо барабаня по крыше, как он тебя уговаривал, обнадеживал и обещал что-то, и ты, успокоенный наконец, уснул?» На этот раз Иван ничего не ответил и только ускорил шаг.

Мир у Губина живой, грустный и чуточку насмешливый.

Древние ели на лесной поляне читают память случайного туриста, заночевавшего в их тени.

Летающие тарелки старательно маскируются под свалку ржавой рухляди.

В скучном бюро с самого девятнадцатого века сидит человек, уполномоченный выдать предъявителю особого документа подарок от межгалактической ассоциации. Какая ассоциация, такие и подарки, разумеется.

Старик со старухой ночью идут в заброшенную усадьбу, где, говорят, есть комната, возвращающая силы. Они любят друг друга и надеются еще хотя бы пару лет побыть вместе. Маяком в этом отчаянном походе им служит свет мерцающей в окне лампы. Кто же ее забыл в развалинах? А они сами, только много лет назад…

Время нелинейно, космос разумен, тоска неизбывна, но лишь потому, что за ней – тайна, а тоска – всего лишь ее индикатор, верная примета.

Кому стоит ознакомиться с творчеством Губина? Обычно на такие вопросы отвечают формально-иронично: «любителям Брэдбери, Ахматовой и мещерских болот». Я отвечу иначе.

Тем, кому знакомо ощущение странной, необъяснимой тоски. Хотя… Знакома-то она всем, но внимание на нее обращают немногие. Вот этим немногим – определенно стоит. А также – тем, кому в детстве снились странные сны про космос. Таких людей много в поколении, рожденном на заре космической эры. Губин, очевидно, и сам к ним принадлежал:

Слова возникали у меня в голове так, как будто я их знал давно, еще с детства, и были они похожи на начало какой-то детской сказки: «Великий и бездонный космос, и вы, звезды, вечно горящие в ночи, и ты, пространство, сжатое в точку и бесконечное во все стороны, дайте нам продолжить свой путь, поскольку мы оставили все сомнения, все надежды и готовы к дороге.