САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Поэзия возвращается на большую сцену

Этой весной на разных сценических площадках Москвы идeт cразу несколько поэтических постановок

Текст: Мария Белова

Фото: mmdm.ru

Ближайший поэтический спектакль - «Вера Полозкова. Короткий метр» - состоится 11 марта в Центре имени Вс. Мейерхольда. Он сделан на основе одноименного сборника известной поэтессы. Драматург Ирина Михайловская и режиссер Руслан Маликов придумали превратить десятки стихов во множество «сценических короткометражек» о современных героях и их внутренних мирах: видеоряд вместо декораций вторит пластически и вербально прожитой актерами рифме, так визуализируется поэтический язык и раскрывается авторский замысел стихотворений. Повторные показы - 14 и 17 апреля.

Сразу несколько музыкально-поэтических программ представлено в Московском международном Доме музыки.

14 марта в Светлановском зале состоится «поэзоконцерт» для двух актеров и симфонического оркестра. «Ананасы в шампанском» - это оригинальная авторская программа, прозвучавшая впервые на фестивале «Вишневый сад» несколько лет назад. Ее поэтическую основу составляют избранные стихи Игоря Северянина и Анны Ахматовой в исполнении актеров театра им. Моссовета Андрея Межулиса и Ирины Линдт. По замыслу режиссеров Людмилы и Александра Леонтьевых психологически тонкая, с трагическим оттенком, лирика Ахматовой должна резонировать с остро ироничной, комической и в то же время восторженно-праздничной нотой поэзии Северянина, обнажая два мира через контрастные настроения лирических героев - два отличающихся друг от друга, но взаимодополняющих мироощущения: женское и мужское. И потому не случайно, что именно вальс становится музыкальным лейтмотивом «поэзоконцерта»: прозвучат самые узнаваемые и любимые произведения Штрауса, Оффенбаха, Делиба, Адана, Шопена и редко исполняемые скрипичные вальсы Фрица Крейслера, которые сыграет Национальный филармонический оркестр России под руководством Владимира Спивакова и его солисты.

А 20 мая тот же режиссерский тандем Леонтьевых представит другую музыкально-поэтическую программу «Когда мы в Россию вернемся...» на стихи поэтов-эмигрантов первой волны. Драматически сильная музыка Чайковского в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова призвана усилить поэзию Штейгера, Ходасевича, Набокова, Адамовича, передать то щемящее чувство утраты родины, невозможности и притом страстного желания вернуться назад. Эти наполненные воспоминаниями о дореволюционной России стихи прочитает Анатолий Белый, актер МХТ им. А.П. Чехова.

22 марта состоится литературно-музыкальный спектакль на основе русских поэтических шедевров ХХ века. «Магия музыки. Магия слова» вновь наполнит Светлановский зал рифмованными диалогами великих лириков о времени, России, творчестве. Настоящие мастера художественного слова и театральной сцены - Дмитрий Назаров, Даниил Страхов и Сергей Шнырев раскроют думы Мандельштама, Блока, Пастернака, Бродского, Тарковского, Самойлова, Кушнера и Гандлевского и переживания их лирических героев драматических событий своего времени. Режиссер Наталья Семенова так построила стихотворный материал, чтобы зритель увидел все XX столетие и услышал такие знакомые и такие разные поэтические языки любимых авторов, которые спорят между собой и рассуждают об искусстве и любви, о том, что помогало выживать тогда и помогает сейчас. Этот диалог дополняет музыка композитора-минималиста Алексея Айги и его команды «4:33». Их экспрессивно-медитативные композиции в сочетании с видеорядом и световой инсталляцией, а также звуки органа, за которым сидит исполнитель Сергей Волостнов, превращают хороший поэтический концерт в настоящий спектакль.

21 марта и 23 апреля репертуарный спектакль «Поэт Марина Цветаева» вновь покажут в Театре киноактера. Это очень давняя постановка актрисы Елены Муратовой и режиссера Евгения Родомысленского, которая до сих пор живет на сцене и будет интересна почитателям творчества великой русской поэтессы. В 1968 году авторы попытались взглянуть во внутренний мир Марины Цветаевой, чтобы лучше понять ее творческое наследие, тот непростой путь, который она прошла, а вместе с ней и вся Россия.

29 марта и 23 апреля в афише театра имени Ермоловой заявлен спектакль «Из пустоты. Восемь поэтов» - это премьера прошлого года и редкая возможность услышать поэзию и прозу русского зарубежья первой волны в исполнении Олега Меньшикова, Владимира Андреева, ведущих артистов театра. Георгий Иванов, Марина Цветаева, Саша Черный, Зинаида Гиппиус, Давид Бурлюк, Владислав Ходасевич, Иван Бунин, Владимир Набоков сказали свое бессмертное слово далеко за пределами своей страны. Утратив близких, родину, опору, поддержку, они обрели свободу в Париже, Берлине, Праге, Белграде, Софии, Нью-Йорке. Как им там жилось, что они чувствовали? - свою версию ответа на этот вопрос решила представить зрителю автор постановки Антонина Кузнецова.

Таким образом, можно сделать вывод, что поэзия до сих пор интересна публике. Правда в основном режиссеры нам предлагают творческое осмысление наследия прошлого, и лишь эпизодически любопытный зритель может выискать сценические версии современной поэзии.