САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Что читают «нечитающие» дети

Как хорошим книжкам помогают найти читателя

Конкурс-Книгуру-Шамиль-Идиатуллин
Конкурс-Книгуру-Шамиль-Идиатуллин

Текст: Антон Валагин/РГ

Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

В Детском шатре «Красной площади» организаторы всероссийского конкурса «Книгуру» рассказали, о чем сейчас пишут для детей отечественные авторы, чего хочет от писателей читающая молодежь и как соединяют первое со вторым.

«Детская литература переживает сейчас трудные времена. Соцсети, компьютер и телевизор предоставляют более легкие способы развлечения или получения информации. Книга – удовольствие трудное, - считает член экспертного совета конкурса, детский писатель Шамиль Идиатуллин. - Зато она учит человека становиться человеком». Врач и сказочник Света Лаврова, лауреат и член экспертного совета «Книгуру», говорит:


«Никто еще не придумал для развития человеческого мозга инструмента лучше, чем книга:


при чтении мозг распознает символы, складывает их в слова, слова — в предложения, то есть подключаются все необходимые мозгу нейронные связи, не говоря уже о семантических, логических и причинно-следственных».

Конкурс-Книгуру-Шамиль-Идиатуллин и Ирина Лукьянова

К сожалению, дети читают естественно, то есть все, только до 12 лет. Потом начинается пубертат, отрицание всего, и дальше от родителей вместе с издателями зависит, станет ли книга подростку другом и советчиком или отправится в черный список отрицания, говорит Шамиль. Для отбора правильных книжек и создавался «Книгуру».

— Всю издающуюся сейчас в России детскую литературу можно условно разделить на три отряда. В первый входят качественные иностранные франшизы — кстати, мир должен поклониться Джоан Роулинг, потому что «Гарри Поттер» спас подростковое чтение, - продолжил Идиатуллин. - Во второй — менее качественные франшизы: например, вульгарный пересказ греческих мифов. Ну да ладно, их дети тоже читают, и это хорошо. А в третий входят переиздания советской литературы 60—80-х годов. Ее читали родители нынешних детей, они покупают эти книги и дают подросткам. А те не понимают, что такое пионеры, колхозы или буренки, — и такие книги отправляются в список отрицания.

Конкурс формирует четвертый отряд из современных российских писателей, творящих вопреки всему и желающих прорваться к читателю.


Задача «Книгуру» отобрать из сотен ежегодно появляющихся текстов полтора десятка тех, что будут востребованы юной публикой.


Издателям никому не известные авторы неинтересны. Зато к финалистам они проявляют куда больше внимания.

- На конкурс приходят самые разные рукописи, написанные с самыми разными намерениями. Это и сказки, которые добрая мама рассказывает на ночь своим детям — о том, почему полезно чистить зубы. Воспоминания немолодых людей о мире их детства: с черно-белыми телевизорами, бутылками кефира и уличными драками. В таких текстах практически ничего не происходит, но отчетливо видно, что авторам приятно вспоминать описываемое, — рассказала член экспертного совета Ирина Лукьянова. — Очень много фантастики — в основном это упражнения на тему эльфов и гномов, но встречаются и инопланетяне. В 2015 году нас атаковала целая армия говорящих котов: все они были черные, со скверным характером, такие старики-резонеры, противно иронизирующие по поводу всего, что они видят.


И в прошлом, и в позапрошлом сезоне было много вариаций на тему древнеславянского мира с именами типа Всесил, Всесвят, Любослав, Доброслава, Добронрава.


Два моих любимых тренда: девочковые повести про все прекрасное, бесконфликтное, хорошо пахнущее и цветное, а также отчаянные пацанские тексты, герои которых ползут куда-то по грязи, теряя то одну, ту другую ногу, пьют грязную воду из луж, едят живых крыс и в конце погибают (Идиатуллин покраснел).

Конкурс-Книгуру-Шамиль-Идиатуллин1

От отравления конкурсными текстами эксперты лечатся «Повестями Белкина».

Конкурс «Книгуру» существует с 2010 года, участвуют в нем исключительно прозаические произведения. Присланные в электронном виде рукописи рассматривает экспертный совет, состоящий из взрослых. 15 лучших, на их взгляд, текстов поступают на рассмотрение детского жюри, участником которого может стать любой российский подросток 11—17 лет. Необходимо только прочитать не менее трех рукописей, а оценки свои аргументированно обосновать.


По опыту последних лет книги-финалисты — не говоря уже о победителях — быстро издаются.


Ссылки по теме:

«Книгуру» стартует 1 мая - 27.04.2017

Ая эН победила в конкурсе «Книгуру» — 09.12.2016

«Книгуру в Британии»: семь лауреатов — 17.10.2016

Лифт для читателя — 10.02.2016