САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как мы разучились читать

Наши дети быстрее всех в мире учатся читать, но с возрастом читают все хуже и хуже

Как научить детей читать
Как научить детей читать

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

Ценность чтения в нашем обществе абсолютна. Детское чтение вызывает такую озабоченность, потому что взрослые уверены, что дети читают все меньше и меньше и чтение рискует скоро совсем исчезнуть. Какова же истинная роль чтения в жизни ребенка? В этом вопросе для «Постнауки» разбиралась психолог Катерина Поливанова.

С чтением связано большое количество мифов, — рассказывает эксперт. — И главный из них состоит в том, что читающий человек более успешен, ему открыты все ценности культуры, у него больше развито воображение…

Сложно спорить с тем, что люди с высокой грамотностью чтения чаще получают хорошее образование и делают успешную карьеру. Но не стоит забывать и о том, что, как правило, такие дети растут в семьях с изначально более высоким образовательным статусом, с читающими и грамотными родителями, нацеленными на более качественное образование для своих детей. Так что, делает вывод психолог, чистых данных связи чтения с дальнейшей успешностью нет.

Катерина Поливанова напомнила об исследовании Нейла Постмана, опубликованном еще в 1982 году, в котором он предположил, что детство исчезает. Он написал буквально следующее:


«Разница между ребенком и взрослым — это разница между грамотным и неграмотным».


Пока все люди были неграмотными, этой разницы вообще не было или она лежала в каких-то других сферах. А вот когда люди разделились на тех, кто умеет читать, и тех, кто не умеет, вот тогда и появилось разделение на детей и взрослых. А еще он очень точно описал эффект, который оказывает на людей телевидение. То же самое можно сегодня сказать и про компьютер с интернетом. Постман обратил внимание на то, что люди, которые видят картинку на экране, реагируют на нее эмоционально, а не аналитически. Из этого он сделал вывод, что чтение становится индикатором принадлежности человека к якобы исчезающему типу людей, которые умеют читать, а значит, умеют аналитически мыслить.

— Таким образом, чтение само по себе — очень важная часть человеческой жизни, — объясняет Катерина Поливанова. — С точки зрения психологии это значит, что, читая, ребенок погружается в воображаемый мир. Он представляет себе те обстоятельства, в которых оказывается главный герой, и ассоциирует себя с ним. Он видит себя действующим лицом и испытывает сильные чувства, он задумывается…

Так, может, миф о судьбоносной значимости чтения и не миф вовсе.


На протяжении столетий чтение остается основным способом проникновения в культуру и собственного развития.


Исследователи чтения разделяют сам процесс на несколько этапов. Первый — это обучение чтению — примерно до 9 лет. Потом идет промежуточный этап, который длится год-два. Наконец, лет с 11—12 начинается так называемое чтение для обучения. На этом этапе люди приобретают устойчивый, автоматизированный навык чтения. Читая, мы уже не замечаем сам процесс, гораздо важнее становится содержание.

Психолог рассказывает, что есть огромное количество международных сравнительных исследований, которые оценивают навыки чтения в разном возрасте в разных странах мира. Так вот большинство из них показывает, что


российские 10-летние дети занимают лидирующие позиции по такому показателю, как грамотность чтения.


— Я имею в виду не скорость чтения и умение складывать буквы в слова, а именно понимание смысла, которое закодировано в этих знаках, — поясняет Поливанова.

Этими достижениями можно было бы гордиться, если бы не другие исследования, которые измеряют навык чтения, например, у 15-летних.

— Исследование PISA показывает, что по грамотности чтения мы находимся ниже середины, — продолжает эксперт. — Это значит, что период обучения чтению в России — лучший в мире. А вот период, когда чтение должно стать умением, на которое «я не обращаю внимания», — хуже, чем в среднем мире.

В чем же причины такого разрыва? По мнению психолога, многое зависит от качества наших школьных учебников.

— Нашим детям в школе надо выучить такой объем материала, что тексты, с которыми они работают, абсолютно кристальные. С ними нельзя ничего сделать. Их нельзя анализировать, там не о чем раздумывать.


Это стерильная классика, абсолютная истина в последней инстанции, — резюмирует она.

Вот вам и причина потери интереса к чтению — оно перестает провоцировать размышление, думание.


То же исследование PISA выявило еще одну настораживающую закономерность: большой разрыв между детьми, которые идут в 10-й класс, и теми, кто выбирает профильные колледжи и техникумы. Среднее значение, оценивающее навык чтения, составляет 500 баллов. Будущие десятиклассники показывают результат в 499 баллов, в среднем по стране это 460 баллов. А те, кто уходит из школы после 9-го класса, набирают всего лишь 407 баллов. Это очень мало.

Я обращаю внимание на то, что по другим навыкам тоже есть отставание, но оно не такое чудовищное, — говорит Поливанова. — Фактически дети, которые очень плохо читают, лишены доступа к культурным продуктам в самом широком понимании этого слова. Они плохо понимают смысл прочитанного и, я подозреваю, так же плохо понимают и смысл увиденного. Они почти не умеют анализировать.

Не обошла психолог стороной и феномен Гарри Поттера, который в свое время стал настолько популярен среди подрастающего поколения, что всем показалось, что дети вернулись к книге.

— Мы тоже провели исследование и обнаружили, что ребенок ассоциирует себя с волшебником, — рассказывает она. — А волшебник — это человек, который может что-то совершить и быстро увидеть результат своего действия. Он взмахнул палочкой, и сразу что-то изменилось. Оказалось, что в реальной жизни нашим подросткам не хватает действий, которые дают результат.

Но в жизни все устроено иначе, предупреждает эксперт, многие усилия не приносят видимого результата. Поэтому когда человек слишком глубоко погружается в волшебный мир, к этому надо относиться с осторожностью.

Источник: Рostnauka