Текст: Сусанна Альперина/РГ
Фото: кадр из фильма
После просмотра фильма «Довлатов» можно взять интервью у Довлатова или у Бродского, например. А что - есть же у главного героя фильма возможность взять интервью у Гоголя, Пушкина и Толстого. Довлатов тоже работал журналистом, как многие помнят. Сильно поколебавшись, выбираю все же самого Довлатова. Тем более что мне кажется: лучше сербского актера Милана Марича этого писателя никто ранее не сыграл. Но как иностранец так смог понять загадочную душу русского писателя - вот вопрос. Возникли и другие. Милан Марич ответил на все.
Как вы попали в этот проект? Алексей Герман-младший очень долго - несколько лет - искал исполнителя на главную роль.
Милан Марич: Со мной связалась одна сербская актриса, которая очень долго живет в Санкт-Петербурге. И она меня познакомила с продюсерами. На тот момент они уже видели мою игру в одной из театральных постановок в Белграде. Она показала им мою фотографию. Тогда они приняли решение связаться со мной, позвонили. На первом этапе я послал им свою черно-белую фотографию. Так началось наше общение, продолжавшееся какое-то время. Следующим моим шагом стало то, что я снял на телефон монолог на сербском языке в нескольких вариантах и переслал им. Последним испытанием являлся кастинг узкого круга участников, приезд в Санкт-Петербург и работа с режиссером Алексеем Германом-младшим над несколькими сценами. Это было очень интересно для меня, потому что я играл на сербском с российскими актерами, которые, в свою очередь, играли на русском. Так что это был в своем роде сербско-российский кастинг.
Вы уже видели фильм?
Милан Марич: Да, но рабочую версию.
Но вы знаете, что в фильме вас переозвучивает другой актер?
Милан Марич: У меня нет с этим проблем. Потому что у меня не было времени хорошо выучить русский язык за время съемок. Я знаю очень хорошо по-русски всего несколько слов: «Спасибо» и «Меня зовут Милан». При этом я могу говорить по-русски. Очень плохо, но могу.
Что вы ранее знали о Довлатове, Бродском, других русских писателях?
Милан Марич: Я лично ничего не знал о Довлатове. Когда впервые услышал о нем, то это было для меня откровением. А после того как я прочитал о Довлатове, то понял, насколько он популярен не только в России, но и в Сербии. Его книги здесь переведены. В Сербии много людей очень любят и уважают этого писателя. Да что говорить - он признан во всем мире. Издание The New Yorker причислило его к 20 самым великим писателям XX века. Но я, к сожалению, до определенного времени ничего о нем не знал. О Бродском мне было известно. Существовало целое поколение диссидентов, российских писателей, большинство из которых, к сожалению, покинули СССР.
Что вы знали раньше об СССР?
Милан Марич: Мне известно все то, что мы проходили в школе. И еще немного из литературы. Я начал более подробно изучать тот период истории после того, как меня утвердили на роль. Естественно, меня стало интересовать, с какими проблемами Довлатов сталкивался в СССР. А также - сложившаяся в Советском Союзе система, с которой диссиденты вступали в конфликт. Подразумеваю и Довлатова, и Бродского, и других авторов. Таким образом, можно сказать, что я знал об СССР, но недостаточно.
Почему вы полюбили Довлатова, если полюбили, конечно?
Милан Марич: Да! Да! И не только потому, что сыграл его. Я обожаю такой литературный стиль.
Для меня это самый лучший стиль: когда кто-то может писать так легко и очаровательно, при этом так остроумно, что это заводит тебя.
Духовно, образно, иронично... А в действительности за этим скрываются эмоциональные, глубокие переживания - грусть и тоска. Хотя все это подчас выглядит настолько остроумно и смешно, что аж живот сводит от смеха.
Когда я смотрела фильм, на протяжении всего действия мне казалось, что Довлатов в вашем исполнении вот-вот не сдержится - сорвется. И да — в конце концов это происходит. Вам тяжело было так играть?
Милан Марич: Нет. Мне было важно играть не историческую личность и не писателя, что сейчас крайне популярен и которого любит множество людей. Я не хотел играть такой образ Довлатова, как его воспринимает большинство в настоящее время. Я хотел найти что-то свое в тех показанных в фильме шести днях, ключевых для этой личности. К сожалению, в семидесятых Довлатов не был успешным писателем, не имел ни одной изданной книги. У него были и другие проблемы. С одной стороны, мне это понятно, поскольку я занимаюсь искусством. Да, я актер, он писатель - здесь много различий, но процессы созидания у художников одинаковы.
Я пытался понять и ответить себе на вопрос: «Что бы было со мной, если бы мне кто-то постоянно запрещал заниматься чем-то?»
Это крайне важно, исходя из того, насколько я люблю свою работу. Поэтому эмоции для роли приходили сами. С другой стороны - ты постоянно сталкиваешься с реальностью. У тебя есть жена и ребенок, люди, ожидающие от тебя чего-то другого. И ты сам ожидаешь от этой жизни чего-то другого: найти свое место в этом мире, чтобы творить.
Как вам работалось с известными российскими актерами, такими, как Данила Козловский, Елена Лядова, Светлана Ходченкова, и другими?
Милан Марич: Просто прекрасно. Я благодарен им, поскольку у меня не было значимого опыта в кино, хотя я до этого и снимался в нескольких фильмах. Но главная роль в фильме «Довлатов» стала первой в моей жизни. И когда я видел уровень их профессионализма - это подталкивало меня к самосовершенствованию. Они открыто выражали добрые намерения в отношении меня, демонстрировали желание помочь, относились с пониманием к тому, что русский - не мой родной язык и мне необходимо чуть больше времени для подготовки. Россияне очень хорошо меня приняли. Ни разу я не испытал каких-либо трудностей с российскими актерами. Я был счастлив оттого, что мне довелось работать с ними. Взаимодействие было - супер. Однако надо бы и их спросить об этом, не знаю, что скажут.
Как вы сделали сцену, которая потом оказалась на постере фильма «Довлатов»? Вы — довольно большой — не просто сидите на крыше очень маленькой машины, но едете.
Милан Марич: Все нормально! Это было в процессе съемок одной сцены, когда мне требовалось сесть в машину, которая затем начинает движение. В этом не было ничего необычного. Но в нее забилась целая компания. Именно по этой причине я сел на крышу. Интересно было. Мы много смеялись.
Вы поедете в феврале на фестиваль в Берлин представлять фильм?
Милан Марич: Да.
Каковы ваши ожидания от Берлинале — фильм вошел в конкурсную программу, что само по себе уже почетно.
Милан Марич: Все это для меня невероятно, начиная с того, что я получил главную роль. Я хочу продолжить работу с Алексеем Германом-младшим. Сейчас фильм представлен на одном из крупнейших фестивалей — в Берлине. Действительно, не знаю, чего и ожидать. Однако думаю, что ждать стоит самого лучшего, и я рад уже тому, что тот труд и напор, который мы вложили, вознагражден. И это и есть в своем роде признание. Все это было не зря! Поэтому я очень счастлив, в частности, оттого, что премьера состоится в Берлине.
Читать по теме: