Текст: Михаил Визель
Картинки с сайтов издательств
1. Роман Сенчин. «Срыв»
М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018
В новую книгу Романа Сенчина входит хорошо уже известный отчаянный роман «Елтышевы» (2009) и 11 рассказов, разделенных на два цикла: «Дóма» и собственно «Срыв». Проза Сенчина - насупленная, внимательная к деталям, к «простым людям», зачастую откровенно автобиографическая, наследующая традициям великих русских реалистов XX века. На первый взгляд она кажется «чернушной», но каким-то образом, самим строем своей фразы, спокойной и уверенной, Роман Сенчин словно обещает: прорвемся, все будет нормально!
2. Хлоя Бенджамин. «Бессмертники»
М.: Фантом Пресс, 2018, пер. с англ. М. Извековой
Хроника нескольких поколений нью-йоркской семьи - казалось бы, что тут может быть нового? Еще Довлатов иронизировал над нью-йоркской девушкой, которая сидит и пишет роман о том, как нью-йоркская девушка сидит и пишет роман. Но американским авторам в высококонкурентной среде, подогреваемой потенциально серьезными гонорарами, все время удается что-то придумать. Вот и Бенджамин находит необычную завязку: в 1969 году (почти за 20 лет до рождения самой Хлои) четверо детей портного Голда, в возрасте от 7 до 13 лет, отправляются к гадалке, чтобы та сказала, когда им предстоит умереть. У старшей, Вари, названной в честь бабушки из России, все в порядке: она умрет глубокой старушкой. У трех ее младших сородичей и с жизнью, и со смертью все далеко не так благополучно - как, впрочем, и у их родной страны.
3. Николай Свечин. «По остывшим следам»
М.: Эксмо, 2018
После того как Б. Акунин отправил на покой своего Эраста Фандорина, у Н. Свечина (кстати, это тоже псевдоним) есть все шансы вывести своего сквозного героя — сыщика Алексея Лыкова — в герои новой эпохи. Тем более что тот действительно совсем новый герой, полная противоположность Фандорину: если Эраст Петрович независим, демократичен, скептичен, то Алексей Николаевич верный служака, может по-отечески цыкнуть на подчиненных и глубоко религиозен. Последнее выясняется при расследовании очередного дела: о поисках похищенной из казанского монастыря чудотворной иконы. Святотатство произошло в 1904 году, а на дворе у нас уже 1906-й, и Лыков никогда бы не взялся за остывшее дело, если бы не личное распоряжение экзальтированной императрицы, которой голоса свыше внушили: чудотворная икона цела… и от нее зависит спасение России.
4. Альберто Анджела. "Империя. Путешествие по Римской империи вслед за монетой"
М.: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2018. Пер. с итальянского О. Уваровой, Н. Чаминой, М. Челинцевой
Предыдущая книга известного итальянского популяризатора науки Альберто Áнджелы называлась "Один день в Древнем Риме", и в ней, как и обещает название, был описан с раннего утра до позднего вечера один день жизни латинской столицы времен ее наибольшего расцвета - в начале II века н. э., при императоре Траяне. Новая (для русского читателя, которому пришлось ждать ее выхода почти восемь лет) работа - продолжение предыдущей. Воспользовавшись условным "сквозным героем" - сестерцием, переходящим из рук в руки, автор живописует картину жизни великой империи во всей ее протяженности и разнообразии - от Армении до Шотландии, от безымянной колдуньи до самого императора Траяна. И подводит читателя к выводу: глобализм появился отнюдь не в XX веке! И проявляется это не только в том, что на огромной территории можно было заказать в любой харчевне одно и то же вино и расплатиться одной и той же монетой, но и в более трагических вещах: "Были, уже в то время, войны в «Ираке»! Вторжение Траяна в Месопотамию, то есть в тот же географический регион, где спустя две тысячи лет шли боевые действия сил Коалиции, выявило военные и геополитические проблемы, удивительным образом схожие с современными".
5. Стивен Хокинг. «На плечах гигантов»
М.: АСТ, ОГИЗ, 2018, пер с англ. А. Бродоцкой, О. Сажиной, А. Крылова
Смерть Стивена Хокинга - печальный, но естественный повод обратиться к его литературному наследию. Тем более что одна из последних его книг, вышедших по-русски при жизни автора, прямо взывает к рассмотрению «с точки зрения вечности». Здесь знаменитый астрофизик не излагает космогонические теории, а анализирует, как эти теории менялись и развивались на протяжении полутысячелетия. Приводя обширные цитаты из трудов Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона и Эйнштейна и комментируя их, Хокинг в прямом смысле вступает в диалог с великими предшественниками. Символично, что последняя глава так и называется - «Стивен Хокинг». Автор по праву занял место в этом блестящем ряду.