Текст: ГодЛитературы.РФ
На фото: Марина Цветаева с дочерью Ариадной Эфрон в Чехословакии в 20-е годы.
По возвращении в СССР Ариадна будет арестована в 1939 году и проведет 10 лет в лагерях. О гибели обоих родителей она узнает не сразу.
Документы и автографы из коллекции Российского государственного архива литературы и искусства/ facebook
29 октября, как обычно, тысячи людей пришли к Соловецкому камню на Лубянской площади, чтобы вслух прочесть имена репрессированных. Таким образом пр инициативе общества "Мемориал" в Москве встречают официальный День памяти жертв политических репрессий в России, установленный постановлением Верховного совета РСФСР в самом начале существования новой России - в октябре 1991 года.
Прошло 27 лет, но по-прежнему нужно напоминать: пик репрессий пришелся на 1937—1938 годы, когда, по официальным данным, было арестовано по политическим обвинениям более 1,5 миллиона человек, то есть более чем каждый сотый житель СССР, 1,3 миллиона - осуждены внесудебными органами, около 700 тысяч — расстреляны. В повседневную жизнь вошло понятие "враг народа". И, что еще страшнее, "член семьи врага народа": по решению сталинского Политбюро от 5 июля 1937 года жен "врагов народа" заключали в лагеря на срок не менее 5—8 лет, детей либо отправляли в лагеря-колонии НКВД, либо водворяли в детские дома особого режима.
Под репрессии попадали и обычные граждане, и великие поэты - так что некрасовские слова "поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан", приобрели новый, горький смысл.
Оригинал материала: фейсбук Российского государственного архива литературы и искусства