САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Всё плохо, но надо жить. Подростковые антиутопии

1984 год давно миновал, но молодые авторы всё так же увлеченно создают жестокие миры, где борьба с системой — единственный способ выжить

Текст: Ольга Pазумихина

Картинка: Иллюстрация к роману Евгения Замятина "Мы"

Обложки с сайтов издательств

К авторам, которые пишут антиутопии, относятся порой с подозрением: что нового можно сказать в этом жанре? Однако молодые писатели всё так же увлеченно создают жестокие миры, где борьба с системой — единственный способ выжить. И, надо сказать, получается интересно! Порой.

Ибрагимова
Диана Ибрагимова «Сетерра. Шепот пепла»

М.: РОСМЭН, 2018

Сетерра — планета, на которой разворачивается действие дебютного романа Дианы Ибрагимовой, — место не для мечтательных любителей фэнтези. На этой планете восходит черное солнце, которое мигом превратит в горстку пепла всех, кто не успел укрыться. Причем растения и животные остаются невредимыми: солнце «прогневалось» только на людей. Возможно, это произошло потому, что сетеррийцы забыли о милосердии и считают нормальным жить, потакая собственным прихотям. Но уже сотни лет среди них рождаются дети, отмеченные Целью, — дети с врожденным чувством справедливости. Таких называют «порчеными», изгоняют из общества — и боятся: а вдруг у них есть и другие способности, которые помешают остальным пировать на празднике жизни?

Роман написан для подростковой аудитории, и написан хорошо: недаром Диана Ибрагимова в 2017 году стала победителем конкурса «Новая детская книга». Писательница детально проработала мир Сетерры — и отправила странствовать по нему горстку причудливых персонажей, схожих лишь в одном: все они, волею судеб или по велению сердца, стали изгнанниками. «Порченого» калеку Астре, не способного поступить вопреки совести, бросили родители; наследный принц Нико устал жить в роскоши и мириться с лицемерием придворных; юная дикарка Цуна после смерти матери осталась одна на богом забытом острове, а талантливый актер Липкуд не в силах больше за гроши разыгрывать пошлые сценки в кабаках.

В первом романе серии Диана Ибрагимова в основном раскрывает характеры героев и ожидаемо не торопится сводить сюжетные линии в одну — это произойдет в следующих книгах. Но скучать все равно не приходится: здесь есть и драки, и погони, и поиски сокровищ, и чудесные спасения — словом, все неотъемлемые составляющие приключенческого романа.

Искушенному читателю может показаться, что автору не хватает чувства меры: он нагромождает яркие, но не слишком значительные события, которые всё никак не складываются в единую картину. Да и с кем из ключевых персонажей — слишком уж странных, слишком «не от мира сего»! — должен ассоциировать себя читатель? Зато любителям раскладывать всё по полочкам есть чем поживиться: размышлять, что же на самом деле произошло на Сетерре, и искать смыслы между строк можно часами.

Росс
Джоэл Росс. «Туманный дайвер. Тайная дверь»

Пер. с англ. Е. Перловой. М.: Абрикобукс, 2018

Новый роман Джоэла Росса, как и «Сетерра», является первой книгой приключенческой серии — и тоже рассчитан на подростковую аудиторию. И там и здесь юные герои сталкиваются с непростой задачей: для начала — выжить, потом — сделать так, чтобы больше не было войн, нищеты, предрассудков и прочей несправедливости (или хотя бы попытаться). Однако атмосфера книги Росса значительно отличается от мрачного мира, созданного Дианой Ибрагимовой. Главные герои романа «Туманный дайвер» — неунывающая команда друзей, которых грядущие испытания только раззадоривают. На Земле произошла техногенная катастрофа, большая часть человечества вымерла, а уцелевшие поселились на горных вершинах и тут же оказались под властью тирана, который жаждет поработить весь оставшийся мир... Всего-то? Мы что-нибудь придумаем!


Росс не претендует на роль моралиста: закручивать сюжет и любоваться обаятельными персонажами автору нравится куда больше, чем поучать читателя или размышлять о судьбах вселенной.


Да и напряженной драматургии от «Туманного дайвера» ждать не приходится. Ребята из команды беззаветно преданы друг другу, ссорятся только по мелочам и трогательно заботятся о приемной матери; главный злодей, как и положено всем злодеям, утопает в роскоши, не терпит непослушания и ставит жестокие эксперименты над подданными; поведение монарха предсказуемо приводит к тому, что в государстве появляются вполне стереотипные мятежники, — и так далее.

Кажется, что задумка книги обречена на провал. И вот парадокс: вопреки всему «Туманный дайвер» оказывается на редкость увлекательным!

В чем же дело? Возможно, читателей привлекает оригинальный постапокалиптический антураж: у Джоэла Росса планета оказалась покрыта Туманом, который, в свою очередь, вырабатывают взбунтовавшиеся машины (вот почему люди вынуждены жить высоко в горах). Спускаться на землю могут только избранные — такие как главный герой Чесс, который в этом Тумане родился. Также стоит отметить, что у автора отличное чувство юмора, жаль только, что соль многих шуток просыпалась при переводе…

Но самое главное: «Туманный дайвер» — очень светлая книга. Джоэл Росс пишет о планете, буквально распадающейся на части, — и умудряется найти столько радости, тепла и надежды, что после чтения книги понимаешь: если у Чесса и его друзей всё так хорошо, то у нас и подавно!

Фикс
Ольга Фикс «Улыбка химеры»

М.: Время, 2018

В отличие от Дианы Ибрагимовой и Джоэла Росса, Ольга Фикс совмещает чистую антиутопию с альтернативной историей. Роман «Улыбка химеры» — это размышление о том, что было бы, если бы СССР не распался, а, наоборот, стал самым сильным государством на планете.

В вымышленной «стране победившего коммунизма» с поездками за границу всё в разы строже, чем было в настоящем Союзе: герои Ольги Фикс живут за «железным занавесом» и ничего не знают о соседней Чужой Стране, которая отделена от их родины Непреодолимыми Горами. Институт семьи уже не так важен — дети растут в Домах малютки, а потом переходят в школы-интернаты и видятся с родителями только на каникулах.


Культ личности побежден — люди даже не знают имя человека, который в их государстве принимает ответственные решения.


И всё бы ничего, вот только каждый школьник, решивший связать свою жизнь с медициной или военным делом, подписывает приказ о неразглашении и словно превращается в другого человека... Какие же тайны так ревностно охраняются от лишних глаз и ушей?

На первых ста страницах автор подробно описывает реалии нового Союза и знакомит читателя с пятью главными героями — одноклассниками Сережей и Сашей и их «боевыми подругами» Лерой, Аней и Машей. Все они оказываются образцовыми гражданами (и гражданками), учатся на пятерки и исправно ходят на общественные работы... Уже на этом этапе кажется, что задумка Ольги Фикс намного опережает исполнение. Но когда автор резко разворачивает повествование в сторону научной фантастики, в романе обнаруживается столько ляпов и несостыковок, что закрадывается подозрение: может, перед нами не антиутопия, а пародия на антиутопию? Увы, Ольга Фикс абсолютно серьезна. Поэтому, несмотря на серьезность и важность заявленной темы, читать «Улыбку химеры» можно посоветовать только преданным фанатам жанра, которые за красивую «картинку» готовы простить автору любые огрехи.