САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

ЕГЭ-2019 по литературе: типичные ошибки

До основной волны ЕГЭ осталось две недели. Первый экзамен, который будут сдавать выпускники 27 мая, — литература

Типичные ошибки по литературе
Типичные ошибки по литературе

Текст: Ксения Колесникова/РГ

Фото: иллюстрация к комедии Фонвизина «Недоросль»

Если вдруг школьник не читал программные произведения и не готовился серьезно к экзамену, то сейчас наверстать упущенное фактически невозможно. Но еще раз пройтись по типичным ошибкам, сделать акцент на «острых моментах» в подготовке — на это последних дней еще может хватить.

Сама работа по литературе состоит из двух частей. Первая содержит задания по анализу литературных произведений, во второй нужно выбрать одну из четырех предложенных тем и написать сочинение. Объем не менее 200 слов. То есть серьезных изменений в экзамене в этом году не будет.

Где чаще всего «спотыкаются» школьники на ЕГЭ по литературе? Об этом рассказывают эксперты Федерального института педагогических измерений.

— В целом выпускники успешно справляются с заданиями, требующими краткого ответа. Затруднения вызывают задания, требующие установления соответствия (№ 4) и  множественного выбора из предложенного списка (№ 13). Первые ориентированы на знание художественного текста (персонажи, связанные с ними цитаты и тому подобное), вторые рассчитаны на умение распознавать в лирическом тексте различные средства художественной выразительности, - сообщают эксперты ФИПИ.

Ну и, конечно, общие советы к этим заданиям. Нужно внимательно смотреть, что в правой колонке, что - в левой. Как правильно записывать ответы… К сожалению, очень многие выпускники не получают необходимых баллов просто потому, что неправильно оформили ответ.

Конкретный пример задания № 4

Чичиков посещает, по­ми­мо Манилова, дру­гих помещиков. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фами­ли­я­ми по­ме­щи­ков и осо­бен­но­стя­ми их внеш­не­го облика: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПОМЕЩИКИ

А) Манилов

Б) Ноздрёв

В) Плюшкин

ОСОБЕННОСТИ ОБЛИКА

  1. «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, че­ре­с­чур было пе­ре­да­но сахару».
  2. «Маленькие глаз­ки ещё не потухнули и бе­га­ли из-под вы­со­ко вы­рос­ших бровей, как мыши».
  3. «Показался весь­ма по­хо­жим на сред­ней ве­ли­чи­ны медведя… фрак на нём был совершенно мед­ве­жье­го цвета, ру­ка­ва длинны, пан­та­ло­ны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось».
  4. «Очень не­дур­но сложённый мо­ло­дец с пол­ны­ми ру­мя­ны­ми щеками, с белыми, как снег, зу­ба­ми и чёрными, как смоль, бакенбардами».

Ответы:

A - 1

Б - 4

В - 2

Особое внимание - к заданиям  № 9 и №16. За них вместе можно получить сразу 20 баллов -  это очень много. Но и выполнить их на максимальный балл трудно. Здесь нужно рассмотреть предложенное произведение в литературном контексте, сопоставить литературные явления и факты.


Главное в том, подчеркивают эксперты, чтобы правильно выбрать контекст, преодолеть соблазн сравнивать «все со всем».


Задания также требуют хорошего знания литературного материала, способности  вскрывать его внутренние взаимосвязи на основе сходства и различия.

Конкретный пример

Сначала дается фрагмент из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Его нужно внимательно прочитать.

Вопрос задания № 9:

«В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей пред­став­ле­ны противоречивые, мя­ту­щи­е­ся герои и что их сбли­жа­ет с ге­ро­ем лер­мон­тов­ско­го романа?»

Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов; укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Чтобы выполнить задание успешно, помогут несколько шагов:

  • Первый - внимательно читаем формулировку задания и находим тот аспект, в котором необходимо сопоставлять произведения.
  • Второй - вспоминаем названия произведений двух разных авторов, в которых есть этот аспект.
  • Третий шаг - пишем на черновике название первого произведения, его автора. Сопоставляем произведение с исходным текстом в заданном аспекте.
  • Четвертый шаг - пишем на черновике название второго произведения, его автора. Сопоставляем произведение с исходным текстом  в заданном аспекте.
  • Пятый шаг - сравниваем ответ с требованиями инструкции и переносим на чистовик.

Последнее задание - № 17 - сочинение - требует тщательной подготовки, в том числе на уровне знания текста программных произведений.

- Без навыков анализа художественного текста, выстраивания письменного рассуждения в заданном направлении сочинение вряд ли сможет претендовать на высокий балл, - сообщают эксперты.

И в сочинении также выделяют три важнейшие проблемы, которые мешают школьникам получить высокий балл:

  • неумение понимать формулировку темы (и, следовательно, раскрывать тему);
  • незнание текстов художественных произведений;
  • несоблюдение норм культуры речи.


И если прочитать всю программу уже не успеть, то потренироваться определять тему сочинения еще можно.


Поверхностное, суженное, одностороннее, слишком бытовое понимание темы - все это может снизить балл. Как освоить «технологию» понимания темы? Нужно научиться выделять в ее формулировке «опорные» слова и добиваться точного понимания их смысла, различать констатирующую часть вопроса и собственно вопрос, ответу на который и должно быть посвящено сочинение.

Иногда вопросы задания № 17 могут быть сформулированы утвердительно, например: «Своеобразие раскрытия темы любви в поэзии Ф. И. Тютчева».  Тогда экзаменуемый должен самостоятельно «найти» вопрос, лежащий, как правило, на поверхности («Чем необычны, особенны, отличны от других стихотворения Ф. И. Тютчева о любви?»). Затем выбрать тексты определенной тематики в творчестве поэта и на их основе сформулировать для себя ответ на вопрос.