Текст: Ксения Колесникова/РГ
Фото: иллюстрация к комедии Фонвизина «Недоросль»
Если вдруг школьник не читал программные произведения и не готовился серьезно к экзамену, то сейчас наверстать упущенное фактически невозможно. Но еще раз пройтись по типичным ошибкам, сделать акцент на «острых моментах» в подготовке — на это последних дней еще может хватить.
Сама работа по литературе состоит из двух частей. Первая содержит задания по анализу литературных произведений, во второй нужно выбрать одну из четырех предложенных тем и написать сочинение. Объем не менее 200 слов. То есть серьезных изменений в экзамене в этом году не будет.
Где чаще всего «спотыкаются» школьники на ЕГЭ по литературе? Об этом рассказывают эксперты Федерального института педагогических измерений.
— В целом выпускники успешно справляются с заданиями, требующими краткого ответа. Затруднения вызывают задания, требующие установления соответствия (№ 4) и множественного выбора из предложенного списка (№ 13). Первые ориентированы на знание художественного текста (персонажи, связанные с ними цитаты и тому подобное), вторые рассчитаны на умение распознавать в лирическом тексте различные средства художественной выразительности, - сообщают эксперты ФИПИ.
Ну и, конечно, общие советы к этим заданиям. Нужно внимательно смотреть, что в правой колонке, что - в левой. Как правильно записывать ответы… К сожалению, очень многие выпускники не получают необходимых баллов просто потому, что неправильно оформили ответ.
Конкретный пример задания № 4
Чичиков посещает, помимо Манилова, других помещиков. Установите соответствие между фамилиями помещиков и особенностями их внешнего облика: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОМЕЩИКИ
А) Манилов
Б) Ноздрёв
В) Плюшкин
ОСОБЕННОСТИ ОБЛИКА
- «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».
- «Маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши».
- «Показался весьма похожим на средней величины медведя… фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось».
- «Очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами».
Ответы:
A - 1
Б - 4
В - 2
Особое внимание - к заданиям № 9 и №16. За них вместе можно получить сразу 20 баллов - это очень много. Но и выполнить их на максимальный балл трудно. Здесь нужно рассмотреть предложенное произведение в литературном контексте, сопоставить литературные явления и факты.
Главное в том, подчеркивают эксперты, чтобы правильно выбрать контекст, преодолеть соблазн сравнивать «все со всем».
Задания также требуют хорошего знания литературного материала, способности вскрывать его внутренние взаимосвязи на основе сходства и различия.
Конкретный пример
Сначала дается фрагмент из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Его нужно внимательно прочитать.
Вопрос задания № 9:
«В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?»
Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов; укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
Чтобы выполнить задание успешно, помогут несколько шагов:
- Первый - внимательно читаем формулировку задания и находим тот аспект, в котором необходимо сопоставлять произведения.
- Второй - вспоминаем названия произведений двух разных авторов, в которых есть этот аспект.
- Третий шаг - пишем на черновике название первого произведения, его автора. Сопоставляем произведение с исходным текстом в заданном аспекте.
- Четвертый шаг - пишем на черновике название второго произведения, его автора. Сопоставляем произведение с исходным текстом в заданном аспекте.
- Пятый шаг - сравниваем ответ с требованиями инструкции и переносим на чистовик.
Последнее задание - № 17 - сочинение - требует тщательной подготовки, в том числе на уровне знания текста программных произведений.
- Без навыков анализа художественного текста, выстраивания письменного рассуждения в заданном направлении сочинение вряд ли сможет претендовать на высокий балл, - сообщают эксперты.
И в сочинении также выделяют три важнейшие проблемы, которые мешают школьникам получить высокий балл:
- неумение понимать формулировку темы (и, следовательно, раскрывать тему);
- незнание текстов художественных произведений;
- несоблюдение норм культуры речи.
И если прочитать всю программу уже не успеть, то потренироваться определять тему сочинения еще можно.
Поверхностное, суженное, одностороннее, слишком бытовое понимание темы - все это может снизить балл. Как освоить «технологию» понимания темы? Нужно научиться выделять в ее формулировке «опорные» слова и добиваться точного понимания их смысла, различать констатирующую часть вопроса и собственно вопрос, ответу на который и должно быть посвящено сочинение.
Иногда вопросы задания № 17 могут быть сформулированы утвердительно, например: «Своеобразие раскрытия темы любви в поэзии Ф. И. Тютчева». Тогда экзаменуемый должен самостоятельно «найти» вопрос, лежащий, как правило, на поверхности («Чем необычны, особенны, отличны от других стихотворения Ф. И. Тютчева о любви?»). Затем выбрать тексты определенной тематики в творчестве поэта и на их основе сформулировать для себя ответ на вопрос.