Текст: Ирина Павлова, Максим Иванов
Фото: www.grani21.ru
Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с изданием «Грани» (Чебоксары)
Кого из писателей мы знаем лучше всего? Конечно, Пушкина и Толстого. Читано-перечитано, а биографии известны до мельчайших подробностей. А вот едешь по российской глубинке, видишь указатель “Поселок Лев Толстой” или “Лев-Толстовский район” и удивляешься: надо же, и такое бывает. Во всех биографиях великого писателя написано, что умер он на станции Астапово. Но поселок и станция после смерти Толстого были переименованы: так жители Астапова стали левтолстовцами. В начале 2000 года, когда станции вернули прежнее имя, были предложения переименовать и поселок. Провели опрос среди населения, а люди сказали: “Мы левтолстовцы и по-другому называться не желаем”.
Он ушел из дома тайно...
Небольшой поселок, в котором проживает всего 8 тысяч жителей, в Липецкой области приобрел известность на весь мир в 1910 году. В ноябре здесь на станции Астапово сошел с поезда № 12, следовавшего из Смоленска в Козлов, 82-летний писатель в сопровождении своего доктора и дочери Александры.Он ушел из дома тайно, оставив записку супруге, чтобы та не искала его. Держал путь на юг, планировал там поселиться и жить как крестьянин. Но в дороге простудился — писатель ехал в самом дешевом вагоне третьего класса, врач диагностировал “воспаление легких”. Лев Николаевич с поезда сошел сильно ослабленный. Начальник станции Иван Озолин предложил ему две комнаты в своем доме.
Новость о болезни Льва Толстого разлетелась на весь мир: на станцию прибыли журналисты, дежурившие у дома и ежечасно передававшие сообщения о состоянии больного; о здоровье писателя молились крестьяне. В вагоне поезда временно поселилась семья Толстого: дети и Софья Андреевна. Две дочери Александра и Татьяна были при отце, а вот Софью Андреевну к мужу пустили только перед самой смертью, в седьмой день пребывания писателя в болезненном состоянии. Толстой жену уже не узнавал. 20 ноября (по старому календарю 7 ноября) в 6 часов 5 минут утра писатель скончался. Из Астапова на весь мир разлетелись телеграммы “Срочная. Скончался”. Россия прощалась с Толстым. У крыльца на холоде стыла огромная толпа народа — мужики, бабы, дети пришли на поклон к своему заступнику.
Последнее пристанище
В память об этом печальном событии часы на вокзале остановили и больше не заводили. Комната, в которой умер великий писатель, была закрыта, открывали ее только для посетителей, желающих прикоснуться к истории. В ней все — мебель, утварь, обои и даже деревянный пол — осталось прежним.
Через два года после того как начальник станции переехал, в доме открылся музей. Сейчас он является филиалом Государственного музея Толстого в Москве. Сегодня мемориальный музей памяти Льва Толстого “Астапово” — это целый музейный комплекс. На станции сохранены все здания и постройки того времени: вокзал, водонапорные башни, небольшая церковь и жилые дома, в которых живут левтолстовцы. Сам музей состоит из нескольких залов: в них собраны книги Толстого, изданные незадолго до его смерти и пользовавшиеся особой популярностью у крестьян и толстовцев, семейные фотографии, а также личные вещи — рубашка, теплый жакет, шапочка и носки, на которых Софья Андреевна вышила буквы “ЛТ”.
В доме Озолина не нашлось большой кровати для крупного и коренастого Толстого, рост его был 181 см, поэтому друзья мебель доставили из Москвы.
Дочь своего отца
Здесь можно увидеть копию завещания писателя, написанного летом 1910 года, за 3,5 месяца до смерти, в лесу недалеко от Ясной Поляны. Все свои произведения он завещал народу. Но так как юридически этот документ был бы неправильным, юристы убедили его указать одно имя: изданиями книг, таким образом, должна была заниматься дочь Александра, которая волю отца исполнила и подготовила собрание сочинений Толстого в 90 томах, изданное в 1928 году. Дочь писателя всю свою жизнь (умерла в 1979 году в возрасте 95 лет) прожила на ферме недалеко от Нью-Йорка, создала Фонд Толстого и была известна в Америке как правозащитница и благотворитель, много помогавшая русским эмигрантам.
"Счастлив тот, кто у себя дома"
Однако вернемся в Астапово, куда едут туристы со всего мира. И хотя он не так известен, как Ясная Поляна, но по созданной вокруг атмосфере и реальным историческим объектам и вещам не уступает, а в чем-то даже превосходит главное имение.Сам поселок весь пропитан духом Толстого: в нем установлены баннеры со знаменитыми фразами писателя о доме, родине. Кстати, цитаты Толстого довольно часто можно встретить в парках Казани (в Татарстане 2018-й был объявлен Годом Льва Толстого). Фонари в форме абажуров создают особую атмосферу XIX века. В сквере у железнодорожной станции установлен бюст Льва Николаевича. Неподалеку навсегда остановился паровоз: точно такой же в ноябре 1910 года привез писателя в Астапово.
Поселок очень чистый, ухоженный, везде цветники, есть картинная галерея народного художника России Николая Сысоева, представителя советской реалистической школы живописи. Но все дороги тут, конечно, ведут к Толстому и... от Толстого. А мы отправляемся домой. На душе хорошо и радостно, и ловишь себя на мысли, что раз за разом повторяешь фразу Толстого с баннера: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.