Текст: ГодЛитературы.РФ
Фото: театр-студия «КОД»
Темой тринадцатого пермского «драма-кросса», проведенного в столице Прикамья в уже привычном формате онлайн, была всеобщая самоизоляция. В жюри командного литературного конкурса состояли, в частности, молодая петербургская драматург Ксения Малинина и корреспондент «Года Литературы» Игорь Карнаухов.
Первое место досталось пьесе «Нулевая слышимость», созданной в жанре "подростковой кибер-драмы" начинающими профессионалами из театра-студии «КОД», базирующегося при городском Дворце творчества юных (Дмитрий Тиунов, Михаил Дулесов, Кирилл Кожевников, на фото; руководитель Евгения Шестакова). Почти все ее действие, до последних сцен, происходит в Zoom’е и инстаграме. Действующие лица - юные музыканты, жаждавшие репетировать и запертые внезапно обрушившимся карантином каждый в своих четырех стенах. Не выходя из квартир, им доведется поссориться, поругаться, испытать приступы раздражения и сомнения в своих силах и… подвергнуться атаке обаятельной хакерши, что в итоге всех помирит.
Второе место разделили "студия психодрамы" «Руки дай» с трагикомедией из жизни одинокой женщины, покинутой выросшим сыном, "Семейный альбом" - и сообщество "Литрулет" с "Карантином по Чехову", персонажами которого стали участники семейного театра, спорящие между собой, какой мастер-класс они могли бы давать в интернете для сторонних подписчиков.
Третье место присвоили группе независимых начинающих литераторов за драму «Процент сумасшедших», авторы которой, пожалуй, вообще первыми отразили, как режим самоизоляции переживали в коммунальной квартире, - и команда "Гости из будущего" с подростковым же триллером «Квартирник», персонажей которой весть о карантине застает на вечеринке, где сверстники уже жизнерадостно собираются самоизолироваться, как вдруг оказывается, что у одного из компании - положительный тест на «корону».
Благодаря онлайну круг участников кросса разросся за пределы Пермского края. Всего на конкурс поступило 11 текстов, которые сочиняли в общей сложности более 90 человек, авторы не только из краевого центра, но и из других городов Прикамья, из Москвы и даже из Германии.
В текстах нашли выражение практически все социальные и психологические явления, характерные для пережитого кризисного периода: досады молодежи, одиночество пожилых, всеобщая неуверенность в будущем, копящееся раздражение, расцвет нелепых слухов по поводу разразившейся эпидемии, юмор, дошедший до стадии, когда уже перестает быть спасительным, открытие новых черт в давно знакомых людях...
— Пьесы пишутся не в одиночку, а сообща - это условие, - комментирует основатель конкурса, драматург Александр Югов. — Командами могут быть творческие коллективы, объединения друзей, семьи. Единомышленники делятся друг с другом сокровенными мыслями, вместе пытаются осмыслить и отразить реальность в художественной форме, развивают сюжет, разрабатывают характеры, постигают другие инструменты, предназначенные для создания драматического произведения. Разумеется, не все тексты воплотятся в спектакли, но, может быть, кто-то из начинающих драматургов свяжет жизнь с творчеством.
«Драма-кросс» в Перми организуется с 2009 года, последние три из них проводится под эгидой регионального отделения Союза театральных деятелей РФ.