Текст: Светлана Мазурова
- Андрей Юрьевич, какую книгу вы сейчас читаете?
Андрей Хржановский: О, если представлю панораму тех книг, которые сейчас читаю… Я имею такое печальное обыкновение – читать несколько книг одновременно. Например, очень интересная книга «Заметки об экспериментальной музыке» Элвина Люсье. Том Бунина с его очерками о Толстом и Чехове читаю постоянно. Книги Пушкина, Пастернака, Мандельштама лежат на моем прикроватном столике всегда. Мандельштам у меня один из любимых поэтов, еще и как учебник для общения со студентами. Что такое «Шумят сады зеленым телеграфом, К Рембрандту входит в гости Рафаэль»? Какое чудо – рассказать о том, как ночь сменяется утром. Думаю, что Белла Ахмадулина написала свое великое стихотворение «День- Рафаэль», прочтя строки Мандельштама. Других книг перечислять не буду, потому что это длинная история.
К слову
В 2008 году Андрей Хржановский снял полнометражный художественный фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», по произведениям и биографии Иосифа Бродского. Поэта сыграл известный театральный режиссер из Петербурга Григорий Дитятковский, а его родителей – Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский.
- Готовый фильм посмотрел Михаил Барышников, который в течение десятилетий был ближайшим другом Бродского, знал все подробности его жизни. Когда на экране появился Григорий Дитятковский, Михаил удивился: «А что это? Я не знал этих съемок Бродского, почему он от меня это скрывал?» Такой уровень достоверности был – не только физического сходства актера и поэта, которого он играл. Сыграть роль поэта мог только человек, сам являющийся крупной личностью. Это моя теория. Когда я учился во ВГИКе, долго не мог ответить себе на вопрос, что такое хороший актер, а потом понял, что многообразие интонаций и реакций обеспечивается только богатством личности, ничем другим, - рассказал режиссер.