Текст: Светлана Максимова
Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с изданием «Пензенская правда» (Пенза)
Пласт любовной лирики в творчестве М. Ю. Лермонтова очень внушительный. Нельзя не заметить, что отношение к женщинам наполнено не только нежностью и боготворением, но и окрашено некоторым трагизмом.
Ангел изменил...
Думается, причина этого – в первой большой влюбленности, или даже любви, которая оказалась несчастливой, оставив рану на сердце поэта и сформировав определенное отношение к женщинам вообще:
- ...Отныне стану наслаждаться
- И в страсти стану клясться всем;
- Со всеми буду я смеяться,
- А плакать не хочу ни с кем;
- Начну обманывать безбожно,
- Чтоб не любить, как я любил, —
- Иль женщин уважать возможно,
- Когда мне ангел изменил?
- Я был готов на смерть и муку
- И целый мир на битву звать,
- Чтобы твою младую руку —
- Безумец! — лишний раз пожать!
- Не знав коварную измену,
- Тебе я душу отдавал;
- Такой души ты знала ль цену? —
- Ты знала — я тебя не знал!
Это одно из 30 стихотворений, посвященных в период с 1830 по 1832 год девушке, имя которой он скрывал под инициалами Н. Ф. И. Стихотворение последнее, прощальное – оно говорит о разрыве, измене, разочаровании и боли. Что же произошло между юношей с душою мудреца и загадочной Н. Ф. И., которую он считал ангелом своей жизни?
Загадка Н. Ф. И.
Их знакомство состоялось в конце 1830 года в Москве. Лермонтов увлекся семнадцатилетней красавицей, когда ему самому было шестнадцать лет. В начале знакомства девушка принимала ухаживания юного поэта, отвечала взаимностью. Он же открылся ей в своих нежнейших лирических посланиях. С нею мысленно разговаривал и доверял сокровенные мечтанья и тайны души. В расцвете чувства Лермонтов писал:
- Когда я буду прах, мои мечты,
- Хоть не поймет их, удивленный свет
- Благословит; и ты, мой ангел, ты
- Со мною не умрешь: моя любовь
- Тебя отдаст бессмертной жизни вновь;
- С моим названьем станут повторять
- Твое: на что им мертвых разлучать?
Поэт настолько бережно относится к возлюбленной, что ни разу не назвал ее имени, чем обрек несколько поколений любителей поэзии ломать голову над загадкой Н. Ф. И.
Правда, в 1914 году издатель В.В. Каллаш предположил, что это Наталья, дочь драматурга Ф.Ф. Иванова, известного московского хлебосола, весельчака и театрала.
Но лермонтоведам, видимо, эта информация была неизвестна, даже Павлу Александровичу Висковатому, собравшему и издавшему в 1891 году первое собрание сочинений Лермонтова в шести томах с первой (!) научной биографией поэта. Хотя он пользовался сведениями от людей, знавших Лермонтова.
Советский писатель, литературовед Ираклий Андроников, взявшийся за поиски Н. Ф. И. более полувека спустя, пишет: «Я не знаю, почему за сто лет эту загадку не удалось разгадать ни одному биографу Лермонтова».
Сам Андроников провел огромную и уникальную работу, о чем со свойственным ему талантом написал в небольшой повести «Загадка Н. Ф. И.», опубликованной в сборнике «Я хочу рассказать вам» (Издательство «Советский писатель», М., 1962).
Ему удалось отыскать внучку музы Лермонтова Наталью Сергеевну Маклакову, с помощью которой он обнаружил портрет Натальи Федоровны Ивановой и восстановил историю ее жизни.
Предпочла другого...
Наталья Сергеевна Маклакова рассказала, что «все стихи, которые Лермонтов посвящал моей бабушке, Наталии Федоровне, все его письма, которые со стихами вместе хранились в ее шкатулке, давно уже сожжены. Их уничтожил еще мой дед Николай Михайлович Обресков из ревности к Михаилу Юрьевичу».
Ираклий Луарсабович спросил: почему же семья молчала о связи Натальи Федоровны с Лермонтовым? Наталья Сергеевна ответила:
— А для чего нам было сообщать в печать имя бабушки? Чем нам гордиться? Тем, что бабушка... предпочла дедушку?
Резонно... Ну а кем же был этот самый дедушка? О, приготовьтесь к разочарованию. Вот что установил Ираклий Андроников.
Николай Обресков родился в 1802 году в семье генерала и по окончании Пажеского корпуса служил в конно-егерском Арзамасском полку, который квартировал в городке, расположенном невдалеке от Воронежа. Обресков часто бывал в доме воронежского гражданского губернатора, с женой которого состоял в дальнем родстве. Во время одного из балов он украл из спальни своей родственницы драгоценности!
Скоро был уличен и лишен военным судом чинов, дворянского звания и выписан в солдаты на семь лет. Потом ему вернули чин (правда, самый низкий – коллежского регистратора), он выхлопотал себе и возвращение дворянства.
Андроников подмечает: в тот год, когда Обрескову вернули чин, он уже год как был женат на Наталье Федоровне. И восклицает: «Что побудило ее выйти замуж за этого опозоренного человека, для которого навсегда были закрыты все пути служебного и общественного преуспеяния? Этого, конечно, мы никогда не узнаем».
В последнее утверждение не хотелось бы верить. Вдруг да найдется человек, который сумеет понять и мотивы ее выбора. Мало ли какие обстоятельства могли диктовать поступки человека!
Впереди у Лермонтова были новые встречи и большая любовь к Вареньке Лопухиной. Но нотка печали и разочарования, возникшая в отношениях с Н. Ф. И., оставалась всегда. И поначалу было даже желание мстить женщинам.
- Начну обманывать безбожно,
- Чтоб не любить, как я любил...
С возрастом он пережил эти чувства, трансформировал их в светлую печаль и пронзительную нежность к тем, кого любил.
- Я, матерь божия, ныне с молитвою
- Пред твоим образом, ярким сиянием,
- Не о спасении, не перед битвою,
- Не с благодарностью иль покаянием,
- Не за свою молю душу пустынную,
- За душу странника в свете безродного;
- Но я вручить хочу деву невинную
- Теплой заступнице мира холодного.
- Окружи счастием душу достойную;
- Дай ей сопутников, полных внимания,
- Молодость светлую, старость покойную,
- Сердцу незлобному мир упования.
- Срок ли приблизится часу прощальному,
- В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
- Ты восприять пошли к ложу печальному
- Лучшего ангела душу прекрасную.
Оригинальный материал: "Пензенская правда"