САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

«Мир семейственного счастья» Пушкина и Гончаровой

В музее А.С. Пушкина открылась выставка, приуроченная к 190-летию венчания поэта с Натальей Гончаровой

Выставка 'Мир семейственного счастья...' к  190-летию венчания Пушкина с Натальей Гончаровой открыта в  Государственном музее А.С. Пушкина / godliteratury.ru
Выставка 'Мир семейственного счастья...' к 190-летию венчания Пушкина с Натальей Гончаровой открыта в Государственном музее А.С. Пушкина / godliteratury.ru

Интервью: Инга Бугулова

В государственном музее А.С. Пушкина в начале марта открылась выставка "Мир семейственного счастья...", приуроченная к трогательной дате: 190-летию со времени венчания поэта с Натальей Гончаровой. "Я женат — и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился", - писал Пушкин Плетневу через неделю после свадьбы с извинительным для медового месяца восторгом. Но восторгам свойственно притихать, а семья остается. Насколько велико значение семьи и родословной в жизни гения? Что любопытного увидят гости экспозиции? Об этом нам рассказала специалист по генеалогии, хранитель музейных предметов Государственного музея А.С. Пушкина Наталья Александрова.

"Мир семейственного счастья" - а каким он был для Пушкина и Гончаровой? Чем больше проходит лет, тем больше версий: кто-то говорит об идиллии, кто-то, наоборот, припоминает кокетство Натальи Николаевны, уверяет, что она не понимала мужа...

Наталья Александрова: Давайте говорить откровенно. Александр Сергеевич женился на девушке, которую любил. В любви родилось четверо прекрасных детей. То, что потом, да и до сих пор идут какие-то кривотолки, понятно: люди часто завидуют мужчине, который, может быть, сам не очень красив, но талантлив, да и женится он на самой очаровательной девушке. Пушкин был счастлив в браке. Наталья Николаевна тоже. И то, что произошла трагедия, ей ставить в вину нельзя, это была трагедия для всех. Не забывайте, что она была очень молода, когда выходила замуж, вдовой осталась в возрасте чуть больше 20 лет. Я не думаю, что она планировала сразу выйти за кого-то другого. Все-таки она всегда знала, кем был ее муж, и всегда чтила его память. А второй супруг, который принял ее детей, - это уже совсем другое счастье.

Целый раздел выставки посвящен их венчанию в московской церкви Большого Вознесения. Какие артефакты напомнят посетителям об этом значительном для поэта событии?

Наталья Александрова: Это экспонаты, которые как раз расскажут о том, когда и где происходило венчание, и о том, что было после, - молодожены отправились в дом на Арбат, потом у них состоялось путешествие в Петербург, где они прекрасно провели время в Царском Селе. Мы показываем редкие портреты Пушкина и Гончаровой, виды Полотняного Завода - имения Гончаровых, изображения Москвы и Царского Села. Очень важно, что все мемории, связанные со свадьбой, находятся в нашем филиале - мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате. Мы специально не стали брать ничего оттуда, а решили представить предметы из фондов музея, которые не увидеть в постоянной экспозиции. Кстати, зал, посвященный венчанию, - второй, а открывает выставку раздел о предках поэта.

Известно, что родители Пушкина, люди светские, образованные, отвечали на его расспросы о родстве неохотно, даже будто стеснялись своих пращуров. Почему же для поэта было так важно его генеалогическое древо и при этом он гордился предками?

Наталья Александрова: К своей родословной Александр Сергеевич относился действительно очень бережно. И это неслучайно: человек понимает себя в жизни только тогда, когда знает, откуда пришел, это я вам как специалист по генеалогии говорю. И желательно знать не два-три поколения, а пять-десять. Для Пушкина все это - родовая память, уважение предков - чрезвычайно важно, у него есть даже стихотворение "Моя родословная", где он обо всем этом говорит.

Не зря ведь он пытался в свое время написать так и незавершенный роман о своем прадеде - "Арап Петра Великого". Не закончил, правда. Это ведь его высказывание: "Я чрезвычайно дорожу именем своих предков, это единственное наследство, доставшееся мне от них". Да, они не были богаты, но он был благодарен им за то, кто он есть. К семье и в широком, и в конкретном ее понятии Александр Сергеевич относился очень бережно, что бы про него ни говорили. Подробнее узнать об истории рода можно на выставке, где размещено генеалогическое древо Пушкиных.

И о потомках тоже?

Наталья Александрова: Конечно. Как я уже говорила, и это хорошо известно, у Пушкина было четверо детей. Но потомство оставили только двое: Александр Александрович и Наталья Александровна. Потомкам мы тоже посвятили отдельный зал, где представлены мемориальные предметы, изобразительные материалы и документы, принадлежавшие детям Пушкина, его внукам и правнукам. Они расскажут о жизни потомков и их зачастую непростой судьбе. Сейчас наследников Пушкина более 200 человек по всему миру. В день венчания Александра Сергеевича и Натальи Николаевны они по традиции собираются в мемориальной квартире на Арбате. Этот день потомки чтят особо: не было бы свадьбы, не было бы и их.

Источник: rg.ru


Государственный музей А.С. Пушкина (Пречистенка, 12/2, ст. м. «Кропоткинская»). Выставка «МИР СЕМЕЙСТВЕННОГО СЧАСТЬЯ…» СЕМЬЯ А. С. ПУШКИНА К 190-летию свадьбы А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой. Выставочный проект, подготовленный Государственным музеем А. С. Пушкина (Москва) при участии Всероссийского музея А. С. Пушкина (Санкт-Петербург). Время работы выставки: с 3 марта по 9 мая


История одного портрета, который ждет вас на выставке

Портрет, атрибутированный некоторыми исследователями как портрет А. П. Ганнибала. По другим исследованиям, это портрет И. И. Меллер-Закомельского. Окончательного варианта атрибуции нет. Фото: Всероссийский музей А. С. Пушкина

В марте 1828 года Пушкин впервые читает своим друзьям – Петру Вяземскому и Василию Жуковскому – фрагменты из нового (в будущем так не оконченного) и пока что безымянного романа, в котором описывает судьбу своего выдающегося предка – Абрама Петровича Ганнибала.

Работа началась в июле 1827-го, последние правки в черновики были внесены осенью 1836 года, а в апреле 1837-го, уже после смерти поэта, Софья Николаевна Карамзина писала: «На днях Жуковский читал нам роман Пушкина, восхитительный: «Ибрагим, царский Арап». Этот негр так обворожителен, что ничуть не удивляешься страсти, внушенной им к себе даме двора регента; многие черты характера и даже его наружности скалькированы с самого Пушкина. Перо останавливается на самом интересном месте…»

Портрет Абрама Петровича Ганнибала – «птенца гнезда Петрова», знаменитого прадеда своего знаменитого правнука – ждет вас на Пречистенке, на выставке «Мир семейственного счастья…», посвященной родословной выдающейся фамилии.

У этой картины неизвестного художника (из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина) весьма захватывающая биография. По словам Александра Кибовского, в начале XX века ученые-пушкинисты усомнились, что герой портрета – действительно Ганнибал. По одной из альтернативных версий, это изображение барона Меллер-Закомельского, героя взятия Очакова. Споры не утихают до сих пор.

Источник: facebook.com/pushkinlitmuseum