САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Актуальный Идиатуллин

Шамиль Идиатуллин рассказал, как важно не отстать от «Последнего времени»

Шамиль Идиатуллин рассказывает об актуальной литературе. / Елизавета Портная
Шамиль Идиатуллин рассказывает об актуальной литературе. / Елизавета Портная

Текст: Елизавета Портная

Первым делом писатель ответил на вопрос о том, есть ли разница между «современным» и «актуальным» в литературе: «Особо я об этом не думаю. Пишу, как пишется. Единственное, каждый роман я придумывал так, чтобы он не был похож на предыдущий и последующие тоже… Честно говоря, я пишу в некотором состоянии растущего ужаса: что я делаю, что это такое вообще? Как читателю, мне тоже всё равно до актуальности и современности… Если книга интересна, если она хорошо написана, то она так или иначе меня «цепанёт».

Далее автор высказался об актуальности своего «свеженького» романа «Последнее время»: «Это, что удивительно, фэнтэзи, которое я в принципе не люблю, и написана она не про современность, само собой, потому что там нет ни кусочка того, что нас окружает. Но при этом, мне кажется, это довольно актуальный роман, потому что я писал о том, что меня волнует. Я создал декорации и героев, в которых нужно вглядеться, чтобы вдруг рассмотреть в них своего брата или тётю, или каких-то ещё родственников, соседей, знакомых… Нет вообще смысла писать про то, что было в «далёкой, далёкой галактике», не с нами и не правдой. Зачем мне про это писать, зачем мне про это читать?».

В том же ключе Идиатуллин упомянул свой предыдущий роман: «В «Бывшей Ленина» действие происходит в городе вымышленном, выдуманном. Сначала я думал, что подыщу конкретное место, но потом понял, что это свяжет меня по рукам и ногам. Либо я подлаживаюсь под какие-то конкретные события и это меня реально обездвиживает, либо сразу подставляюсь под формулировку: «Не так это было. Ты это всё придумал, соврал». Поэтому я и придумал город Чупов и не существующую Сараховскую область».

В романе присутствуют две актуальные темы: социальная и экологическая. Идиатуллин рассказал о том, почему выбрал именно их, а также о том, какая из них первостепенна: «Я рассказываю историю женщины средних лет, которая живёт счастливой жизнью, и эта жизнь должна продлиться примерно столько же, сколько она уже прожила… Она создала прекрасный дом, замечательную семью и рассчитывала, что все трудности остались позади и теперь начинаются дни лёгкие. Но как раз на этом месте жизнь её кончается, и кончаются все её смыслы: муж уходит, дочь уезжает, город превращается в гниющую помойку. Для меня такой поворот в жизни сильной женщины был шокирующим открытием, тем более, когда оказалось, что подобное сплошь и рядом происходит вокруг. Но книжек про это особо и нет. Я подумал, что надо попробовать. Вторая тема была «служебная», но она как-то вылезла на передний план, особенно в глазах критиков. Я понимал, что если пишу про современность, то лучше это как-то привязать к текущим событиям. А какие текущие события есть? Смотрел, выбирал и понял: вот оно, я возьмусь за это. Потому что тема мусора, свалок, экологии — она как раз та самая, про которую с одной стороны можно говорить, а с другой стороны она к моменту начала написания книжки была «заметена под ковёр».

В завершении встречи Шамиль Идиатуллин дал совет начинающим авторам, находящимся в поиске актуальных тем: «Актуальная тема не ищется. То есть, хорошая книга пишется, потому что её не получается не писать, она тебя за горло схватила и тащит, она тебе спать не даёт, жить не даёт, есть не даёт… Вот так пишутся хорошие книги…».