САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Экономический фарс Достоевского разыграли куклы

Театр кукол «Карабаска» представил свой спектакль «Скандальное происшествие в Пассаже, или Крокодил» по одноименной сатирической новелле Достоевского

Фото театра «Карабаска»
Фото театра «Карабаска»

Текст: Игорь Карнаухов

…Иван Матвеевич – мелкий чиновник, человек либеральных воззрений, только-только вышел в отпуск и собрался на три месяца в Швейцарию… Билеты у него в кармане, но вот накануне отъезда жена уговорила его сходить в пассаж посмотреть на крокодила, которого демонстрировал за умеренную плату заезжий немец. А там легкомысленному посетителю вздумалось подразнить животное, и в присутствии супруги и друга он оказался рептилией проглочен. Елена Ивановна сначала, конечно, потребовала вспороть брюхо хищника, чтобы спасти мужа!.. Но сперва этому неожиданно воспрепятствовал... экономический принцип; ведь животное – частная собственность, к тому же, получается, – иностранная инвестиция. Таким образом, её вывод из строя может плохо сказаться на деловом климате в стране, а мы же все – за приток капиталов!.. Потом против выступает и сама жертва собственного легкомыслия, да-да. Ведь Иван Матвеевич оказался жив!.. Ему в брюхе ящера оказалось вполне себе нормально, даже льстит, что полюбопытствовать на крокодила с человеком внутри теперь приходит больше народу, и совсем не противно, что хозяин заведения учетверил плату за посещение. Вчерашний бюрократ даже не торопится воссоединиться со своей благоверной; его устроит, если животное с ним будут приносить в салон к супруге, новоявленный пророк Иона будет вещать из чрева чудовища некие истины, и Елена Ивановна благодаря этому станет «литературною дамою»!..

«Справедливая повесть», как обозначил жанр сам автор, Достоевского «Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже» увидела свет в журнале «Эпоха» за 1865 год, № 2. Как пояснял прозаик в «Дневнике писателя», на написание фантастической сказки вроде гоголевского «Носа» его натолкнул факт: «в Пассаже какой-то немец показывал за деньги крокодила»... Между прочим, того немца звали Юлиус Гебхардт и из основанного тем гостем из Пруссии постоянно действующего зверинца вырос нынешний Ленинградский зоопарк.

Авторы первого воплощения сатиры Достоевского в театре кукол тоже придумали своей постановке оригинальный жанр – экономический фарс.

– Сюжет у Фёдора Михайловича, как присуще этому гению, многопланов, – комментировал корреспонденту "Года Литературы" художественный руководитель пермского театра и актёр Андрей Тетюрин. – Тут и пресловутый экономический принцип, в жертву которому зачастую приносится всё. Другой аспект – высмеянное высокомерие Европы, на том основании, что может являть чудовищ, пожирающих людей, снова считающей себя вправе смотреть на нас свысока, будто ничего и не было... Наконец, это тема чудовищного эго заурядной, блёклой, ничего из себя не представляющей личности, способной выбиться в информационные «князи»; для этого полтораста лет тому назад надо было угодить в крокодила, сегодня – попасть в масс-медиа...

Спектакль в западноуральском театре явился плодом сотворчества театральных деятелей трех славянских республик бывшего Союза. Идея и постановка были видного белорусского режиссёра Олега Жюгжды, номинированного за свои работы на российскую «Золотую маску»; кстати, на творческом счету этого мастера есть и спектакль по «Преступлению и наказанию» – в Рязанском театре кукол. Сценографию разработала, облик кукол в «Крокодиле» придумала художник Вера Задорожняя с Украины.

17 сентября пермское «Скандальное происшествие...» будет показано во Владимире на 4-м фестивале «Золотое колечко», 28 сентября – в Москве на «Достоевский фесте».