САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

О чем нельзя говорить в комиксах?

На книжной ярмарке non-fiction№23 прошел круглый стол на тему «Рисованный нон-фикшн: о чем нельзя говорить в комиксах»

Фото: Елизавета Портная
Фото: Елизавета Портная

Текст: Елизавета Портная

Вёл мероприятие Александр Кунин – руководитель Центра комиксов и визуальной культуры Российской государственной библиотеки для молодежи. Он задавал каверзные вопросы тем, кто особенно активно продвигает детский рисованный нон-фикшн в России.

В ходе дискуссии участников спросили: что же самое главное в детском познавательном комиксе? Главный редактор издательства «Пешком в историю» Александра Литвина ответила на него так: «Наверное, самое главное в комиксах то, что они вдохновляют ребёнка ещё что-то узнать на какую-то тему, самому попробовать рассказывать рисованные истории. Иван Брунетти, маститый художник комиксов, сделал книжку «Комиксы от А до Я». Он там говорит о том, как рассказывать рисованную историю. <...> У них там как в кино: есть «наезды», есть крупные кадры, смена перспективы, работа художника с цифрами, буквами и персонажами. Можно из ничего создать историю. И заодно это рассказ для учителей и библиотекарей: чем же отличается чтение рисованной истории от чтения просто текста. Как работать с такими книжками. Как вы понимаете – и автор на это сетует, и мы сетуем, – комикс: это такое маргинализованное немножко чтение. Родители, библиотекари и учителя думают: может, и неплохо, что есть комикс на тему, которую мы проходим, но это ненастоящая книжка».

На вопрос о том, почему у многих комиксов присутствует некий «разброс» по возрасту, Екатерина Северина, PR-менеджер издательства МИФ, ответила так: «Ну, это мой любимый вопрос, потому что на него есть очень простой и понятный ответ. Хорошая книга, как и хороший комикс, не имеет возраста. Она будет одинаково интересна всем. <...> Но на самом деле, у нас тоже есть некий порог вхождения. То есть для самых маленьких читателей, которых мы хотим приобщить к культуре комикса, у нас есть некий переходный тип комикса – и это как раз серия Джо Тодда Стэнтона про мифы. Там нет бабблов, поэтому формально это не совсем комикс, но там есть последовательное изображение истории через картинки. И это способ показать, ребёнку, как это классно, как интересно».

В конечном итоге участники дискуссии пришли к выводу, что детский рисованный нон-фикшн в первую очередь «не должен быть скучным». Вывод озвучила главный редактор издательства «Мелик-Пашаев» – Мария Мелик-Пашаева. Действительно, в комиксах, так же, как и в книгах, часто поднимаются сложные темы – войны или смерти, например. Однако в формате комикса можно «сгладить» острые углы, так как рисованные истории пластичны. Таким образом, познавательные комиксы могут преподносить юному читателю даже очень тяжёлые и спорные темы так, чтобы ему было интересно и не страшно.