САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Ко дню рождения Бродского: двадцать сонетов к Марии Стюарт и разные стихи из сборника «Часть речи»

Читает Андрей Цунский

Иосиф Бродский  Часть речи, двадцать сонетов к Марии Стюарт и разные стихи из сборника 'Часть речи' / godliteratury.ru
Иосиф Бродский Часть речи, двадцать сонетов к Марии Стюарт и разные стихи из сборника 'Часть речи' / godliteratury.ru

«Часть речи» — название цикла стихотворений Иосифа Бродского, созданного в 1975—1976 гг. Этот цикл дал название книге стихотворений, вышедшей в 1977 г. в издательстве «Ардис». Книга включила в себя стихотворения, написанные в последние месяцы жизни поэта на родине и в первые годы эмиграции: с 1972-го по 1976-й. Причиной такого объединения было то, что, по мнению Бродского, на рубеже 1971/72 годов в его поэзии произошли глубокие качественные изменения, во многом определившие новый период его творчества.

Лев Лосев считает, что цикл носит характер лирического дневника. По его словам, Бродский «гордился названием книги и включенного в неё одноименного цикла. Мысль о том, что созданное человеком, его „часть речи“, больше, чем человек как биологическая особь или социальная единица, была Бродскому очень дорога. То же название он дал позднее первому репрезентативному сборнику избранных стихов, вышедшему на родине. <…> „Часть речи“ отличается от остальных сборников Бродского тем, что отдельные стихотворения составляют меньшинство. Основной объём — это четыре цикла („Письма римскому другу“, „Двадцать сонетов к Марии Стюарт“, „Мексиканский дивертисмент“ и „Часть речи“)».

Екатерина Семёнова называет цикл «Часть речи» новой разновидностью русской поэмы XX века: «Рассматривая проблему жанра в творчестве Иосифа Бродского, Валентина Полухина особо отмечала обилие экспериментов в этой области: поэт «то возрождает омертвевшие жанры оды, идиллии, эклоги, то создает свои собственные жанры, для которых пока не найдено названия кроме как их определения по величине», то создает жанровые гибриды... Новаторский подход к жанру отличает и поэмы Бродского».