САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«В детской книге роль художника важна не меньше, чем писателя»

Эксперты прокомментировали создание национальной премии в области детской литературы

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

Текст: Анастасия Скорондаева и ГодЛитературы.РФ

Министерство культуры РФ учреждает национальную премию в области детской литературы «Большой писатель. Большой художник», которая будет вручаться авторам литературных произведений для детей на русском языке и авторам графических рассказов, комиксов и произведений изобразительного искусства к литературным произведениям для детей на русском языке или переведенных на русский язык.

Планируется, что призовой фонд награды составит 2 млн рублей (по миллиону в каждой из двух номинаций). Проект премии уже вынесли на общественное обсуждение, завершить которое планируется к концу августа.

Но зачем нужно столько премий в области детской литературы? Только сейчас их насчитывается, как минимум, пять: премия «Большая сказка» им. Эдуарда Успенского, премия Правительства Москвы имени Корнея Чуковского, «Новая детская книга», Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру», Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина…

Какие критерии должны быть у национальной премии в области детской литературы? Какими возрастными рамками должна быть ограничена номинируемая книга? Подростковая литература выбывает из гонки? А поэт — это писатель или для него все же стоит предусмотреть отдельную номинацию? А как быть с жанрами? Пока вопросов больше, чем ответов.

«Российская газета» и портал ГодЛитературы.РФ обратились за комментариями к экспертам — писателю, председателю Попечительского совета РГДБ, одному из инициаторов создания этой награды Андрею Усачеву, руководителю Центра рисованных историй при РГБМ Александру Кунину и писательнице, лауреату премии Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества Анастасии Орловой.

Андрей Усачев

В том формате, в котором премия сейчас существует в проекте, всего две номинации: «Лучший писатель» и «Лучший художник». Все начинается с малого! Дмитрий Чуковский, я, Российская государственная детская библиотека, ассоциация «Растим читателя» и другие писатели и художники давно говорили о необходимости учредить национальную премию, как «Большая книга», только для детской литературы. И мы очень признательны министру культуры Ольги Любимовой, что она нас услышала и национальная премия для детских писателей наконец-то появится. У нас действительно много прекрасных премий, которые вы перечислили, но национальной — нет. Но как сравнивать хорошую сказку с хорошими стихами? Можно сравнить два романа для взрослых, но с детской литературой все же должна быть более дробная история. Можно ли раньше было сравнить стихи Чуковского с прозой Пантелеева? А Барто и Драгунского? Что из этого лучше? В этом и кроется большая засада, когда речь заходит о государственной премии в области детской литературы. С художником проще. А вот проза с поэзией несопоставимые вещи.

Но, конечно, в нашем деле важно начать, а дальше будем развивать, расширять, надеюсь.

В чем серьезное отличие проекта этой премии: в детской книге роль художника важна не меньше, чем писателя, и здесь наконец-то это учли. Теперь художники и писатель выступают на равных.

Премия для писателя, если она денежная, — это, конечно, и возможность не думать о заработке какое-то время, не таскать мешки на складах и т.д., а заняться творчеством. А второе — это, безусловно, привлечение внимания к этому автору: к нему уже и издательства больше присматриваются, и уважение появляется, когда приглашают на разные мероприятия. Это тоже очень важно!

Анастасия Орлова

Безусловно, чем больше литературных премий, тем лучше — они формируют литературный процесс. Хотелось бы, чтобы алгоритм влияния новой премии включал не только выплату денежного приза, но и уделял максимальное внимание продвижению и популяризации книг-победителей. Надеюсь, что так оно и есть. Премия — это возможность для автора заявить о себе, они выполняют роль социального лифта, и, безусловно, издатели обращают внимание на Короткие и Длинные списки литературных премий.

Александр Кунин

В российском комикс-сообществе несколько раз предпринимались попытки учредить какую-то премию, чтобы выделить лучших авторов или лучшие произведения. К таким инициативам можно причислить отдельные проекты в рамках фестиваля «КомМиссия» в 2000-е гг., премию сайта «Комиксбум»... Но всё это были инициативы внутри сообщества любителей рисованных историй. Если говорить о такой премии, которая выделяла бы лучшие произведения, выполненные в форме рисованной истории, и была бы ориентирована на широкую общественность, являлась бы знаком признания на общероссийском уровне — то, пожалуй, это первая.

Другой вопрос — при условии, что 90% отечественных комиксов ориентированы на читателя в возрасте старше 16 лет, возможно ли говорить о номинации комиксов в национальной премии в области детской литературы?

Поощрять развитие детского комикса необходимо. Но сначала этот сегмент книжного рынка надо создать и развить.