САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Между фантастикой и реализмом

Коротко – о Коротком списке Тринадцатого сезона «Книгуру»

Обзор Короткого списка «Книгуру»-2022. Коллаж: ГоДЛитературы.Рф
Обзор Короткого списка «Книгуру»-2022. Коллаж: ГоДЛитературы.Рф

Текст: Дарья Золотова

Презентуя шорт-лист нового сезона, эксперты Всероссийского конкурса «Книгуру» отметили, что большинство интересных текстов – не реалистические, а фантастические. На деле чистой фантастики в нём не так много; зато много текстов, отошедших от жёсткого реализма – подчас очень далеко. Здесь не одна тенденция, а несколько – попробуем их выделить.

Я фольклорный элемент, у меня есть документ

Примечательно, что многие тексты этого сезона вместо дефолтных декораций центральной России обращаются к местам конкретным и ярким, а подчас и строятся на характерном для той или иной культуры фольклоре.

В «Ауле» Асии Арслановой со знанием дела описаны и быт башкирского аула середины XIX века, и колоритная местная нечисть. С точки зрения жанра «Аул» – самый настоящий подростковый хоррор: начинается всё с того, что из пятнадцати девушек, собравшихся на девичник, остаются в живых только четыре… Удались Арслановой не только сеттинг и сюжет, но и персонажи: запоминаются все девочки, мальчики и нечистые духи, даже те, кто, казалось бы, появился в повествовании только чтобы умереть.

Ещё более тонкую работу с фольклором можно увидеть в книге Евгения Рудашевского «Пожиратель ищет Белую Сову». С первых страниц закрадывается мысль, что мифологический мир, в котором живут его герои – отражение жанра, и перед нами – мрачное фэнтези. Что ещё думать о мире, где человеку могут пересадить мозг оленихи, а по следу маленького племени идут кровожадные Пожиратели, выпивающие людские души?.. Но сказки, даже мрачной, ждать не стоит – перед нами жестокая, страшная и поэтичная история о конфликте самобытности с цивилизацией, и нет в этом конфликте правильной стороны.

А в «Каликах перехожих» Евгении Басовой фольклор – это ещё одна частичка пёстрого деревенского лета, глотка свободы перед школьными буднями. Истории о ведьмах и мертвецах пугают, но совсем не так, как школа, – они добавляют колорита в жизнь, а не стирают из неё все краски до однообразной серости. Детство у Басовой – время бесправия и ужаса с редкими перерывами на каникулы, и неслучайно невысказанным ужасом повесть и заканчивается – но испытывает его уже не выросшая героиня, а её тринадцатилетняя дочь.

Новые сказки о старом

Есть в шорт-листе и настоящая фантастика, которую тянет назвать скорее сказкой – правда, полёт фантазии в этих сказках сильно ограничен шаблонами.

Вот, например, в «Монстрах под лестницей» Хельги Воджик кроме тех самых монстров, с одним из которых герой подружится, есть и путешествия во времени: и то, и другое подано донельзя стандартно. Место действия тоже очень стандартное и очень условное – маленький городок в некой англоязычной стране, без особенных особенностей. И такие путешествия во времени, и такую дружбу ребёнка с монстром мы уже видели много раз – попытка автора добавить в похождения героя психологическую подоплёку не сильно улучшает дело.

Двухтомные «Хроники везения и невезения» Анны Овчинниковой – это космоопера, своего рода сказка в космических декорациях. Овчинникова строит свой мир из знакомых кубиков – есть тут и космические пираты, и разумные роботы, и генно-модифицированные люди, – но прекрасно это осознаёт и будто намекает читателям на игровую, нарочито литературную природу сюжета: герои из далёкого будущего зачитываются Жюль Верном и Конан Дойлем, а их самих Овчинникова именует «принц и нищий». Но если принять правила игры и внимательно следить за приключениями мальчика, выращенного роботами, и сына самого богатого человека в галактике, получается весьма увлекательно.

Ну и есть ещё «Коза и великаны» Станислава Востокова, настоящая современная сказка в традициях советского детлита, о котором напоминают и ладно выстроенный язык, и лёгкая абсурдность происходящего. Однако, увы, и эту обаятельную историю о том, как очень независимая девочка по прозвищу Коза подружилась с настоящей живой горой, сложно не обозвать вторичной – прежде всего по отношению к другим книжкам Востокова.

Сюр и реализм

Не все произведения из шорт-листа можно однозначно отнести к какому-то жанру. Возьмём сборник Аи эН «П. Ушкин и пиксели». Начинается он с историй в духе «смешных рассказов о школе», где действуют герои с нарочито забавными именами: выдумщик Пашка Ушкин, его друг Вовочка Обалдуев, отличница Луша Всех, – и если вы думаете, что эти имена не будут обыгрываться при каждом удобном и неудобном случае, вы жестоко ошибаетесь. Но постепенно накал постмодернизма возрастает, действие из мира «реального» перемещается в мир нарисованный, а финал способен погрузить в раздумья об относительности всего сущего.

Ещё один сборник, «Пахнет псиной» Евы Немеш – это пятнадцать коротких историй, объединённых темой любви к животным. Подростки мстят фотографу, красящему кошек и собак вредной краской, семья находит в аэропорту кота, девочка пишет сочинение о своём питомце… Получилась симпатичная, но необязательная вещь из разряда «ребятам о зверятах», в которой самое интересное – это способ повествования: рассказы из одних диалогов или в формате гугл-запросов. Но такой стилистический формат – визитная карточка Немеш, и в других её произведениях он реализован, пожалуй, поинтереснее.

В антиутопии Любавы Горницкой «Теорема близнецов» единственный фантастический элемент – устройство местного мира. После некой Эпидемии люди решили отказаться от привязанностей, и теперь в семье остаётся только старший ребёнок – все остальные отправляются в «накопители». С одной стороны, «Теорема близнецов» – веское высказывание о том, как на детях сказываются завышенные ожидания, с другой – зоозащитническая сатира, в которой с частью населения почему-то обращаются как с животными: устраивают облавы и испытывают на них действие лекарств. Не очень понятно, почему эти темы смешаны в одной истории – в итоге они не усиливают, а ослабляют друг друга.

А «Сокровища» Евгении Овчинниковой – это уже стопроцентный реализм, вневременная летняя история о каникулах в деревне у бабушки, о скуке по маме, оставшейся в городе, о первом столкновении со смертью и первой любви. С любовью Овчинникова даже переборщила – ладно бы, что вредные старшие сёстры бегают на дискотеку с парнями и у героини, Аси, тоже объявляется «жених» – так ведь и мама находит кандидата в мужья, и даже на бабушку овдовевший сосед начинает поглядывать.

О том, что близко…

«Ходить бывает склизко по камешкам иным. Итак, о том, что близко, мы лучше умолчим». Возможно, количество произведений, чьё действие разворачивается «где-то не у нас», объясняется этим. И все-таки нашлись авторы, не побоявшиеся пройти по склизким камешкам.

В повести Люси Зуевой «День ВДВ» мир детства, казалось бы, идилличен – лето, дружба, мирное сосуществование разных культур и религий… Вот только папа главной героини Лены – бывший десантник, так и не привыкший к мирной жизни и страдающий от ПТСР. Спустя много лет его снова тянет принять участие в военных действиях. «День ВДВ» может не впечатлить в художественном плане, но на смысловом уровне это мощное высказывание: из года в год мужчины уходят на войну и не возвращаются – физически или только душой, – а страдать приходится их жёнам и детям.

Дмитрий Сиротин в книге «Кукла ходит по земле» затрагивает множество стандартных для подростковой литературы тем – его герой Костя не похож на окружающих, пытается наладить отношения с отцом, страдает от ментального заболевания и боится признаться самой лучшей девочке… А потом оказывается, что девочка с мамой собираются выехать из страны, но это невозможно сделать без согласия отца – а тот считает, что уезжают только предатели. Это ледяное веяние современности освежает книгу не хуже нестандартного места действия (Крайний Север, город, населённый в основном потомками ссыльных) и тщательно выписанной психологии главного героя, который любит музыку, разговаривает с игрушечным Пьеро и порой думает белыми стихами.

Какое произведение в итоге выиграет – условно-фантастическое или максимально близкое к реальности? Об этом мы узнаем в конце ноября, а пока каждый может ознакомиться с текстами на сайте конкурса и сделать собственный выбор.