Текст: Ольга Лапенкова
Тематический блок «Познание человеком самого себя» на итоговом сочинении-2022 тесно связан с другим блоком — «Внутренний мир человека», который мы недавно разбирали. И всё-таки разница между этими направлениями существенная. Мало признать, что у человека есть не только материальные, но и духовные потребности; что всем нам свойственно искать ответы на философские вопросы, оценивать собственные и чужие поступки, расти и развиваться. Надо также учитывать, что ценности и взгляды на жизнь даже у друзей или родственников могут быть совершенно разными. Поэтому очень важно понять, что человеку действительно подходит, а что он делает просто потому, что в его кругу так принято.
С одной стороны, есть общечеловеческие ценности, которые свойственны плюс-минус всем. Практически каждый понимает, что любовь, дружба, семья, призвание — это очень важные, практически священные понятия. И наоборот, любые проявления ненависти, насилия, бессмысленного разрушения «помечаются» в нашем сознании как что-то нежелательное. Осознав это, люди не перестают совершать ошибки и даже преступления. Но всё-таки карточный шулер, взяточник или телефонный мошенник понимают, что поступают неправильно. Другое дело, что они легко находят себе оправдания — как, например, Родион Раскольников из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», который хочет быть похож на Наполеона Бонапарта, или Васька Пепел из пьесы Максима Горького «На дне» — «воров сын», взявший пример с отца-преступника.
С другой стороны, у каждого из нас есть своё, особенное предназначение, и это не мистика. Здесь многое зависит и от врождённых факторов — физических и интеллектуальных способностей ребёнка, которые он «получил» при рождении, — и от среды, в которой он рос. Например, кому-то от природы свойственно преодолевать самого себя и, достигнув одной цели, тут же стремиться к другой, — а кто-то более спокоен и даже пассивен, что опять же не делает его плохим человеком: из задумчивых «аккуратистов» получаются прекрасные инженеры и программисты, дизайнеры и реставраторы, научные сотрудники и писатели…
Повторимся: речь не только о том, какую профессию выберет человек. Кто-то может стать душой компании или даже подвижником, который найдёт в себе силы поддержать тысячи людей, — а кто-то посвятит себя лишь нескольким близким людям. Кто-то, чтобы сделать доброе дело, пойдёт в приют для животных или на благотворительный забег — а кто-то постарается создать песню, картину или книгу, которая вдохновит близких…
Все занятия важны и нужны, категорически неприемлемо только одно: «ломать» себя и год за годом заниматься не своим делом, только бы угодить ближайшему окружению или обществу вообще. Ведь человек, занимающий не своё место, не сможет стать поистине счастливым. А что важно для вас, читатель?
Направления и темы прошлых лет
Чтобы подготовиться к итоговому сочинению-2022, рекомендуем изучить наши материалы, посвящённые похожим направлениям прошлых лет:
- •«Мечта и реальность» (2018);
- •«Добро и зло» (2019);
- •«Гордость и смирение» (2019);
- •«Разговор с собой» (2020);
- •«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» (2021).
- Значит, могут попасться примерно такие темы:
- •«Нужно ли стремиться понять себя?»
- •«Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?»
- •«Произведение, которое открывает путь к самопознанию».
- •«Как общение с другими людьми помогает лучше понять себя?»
- •«Помогает ли разговор с собой понять других людей?»
- •«Почему люди обманывают себя?»
- •«Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?»
- •«Естественная ли потребность человека проявлять доброту?»
- •«Как характеризует человека его мечта?»
- •«Когда человек стремится убежать от реальности?»
Порассуждаем о знакомстве с собой и о том, почему оно так важно, чтобы строить доверительные отношения с ближними, — и тогда сформулировать ответы на остальные вопросы не составит труда.
Знакомство с собой
Говорят, что все (или, по крайней мере, почти все) важнейшие изменения связаны не столько со свободой и лёгкостью, сколько, наоборот, с сомнениями и страданиями. Рождаясь, ребёнок кричит от боли: в этот момент у него раскрываются лёгкие. По мере взросления он тысячи раз куда-нибудь падает и во что-нибудь врезается — а ещё ссорится с окружающими людьми, даже самыми близкими; сталкивается с непониманием, неприятием, а иногда даже жестокостью.
Всё это не очень-то приятно, но без кризисных моментов нет и развития. Не получив болезненную «прививку», человек вряд ли разберётся, что приносит ему радость и покой, а что, наоборот, вызывает отторжение. С возрастом увеличивается лишь длина цепочки, состоящей из причин и следствий. Ребёнок выходит гулять без варежек, отмораживает руки — и понимает, что зимой нужно одеваться тепло. Молодой человек — назовём его Дима — встречается с девушкой, и всё идёт хорошо, но потом он начинает контролировать каждый её шаг и ревновать ко всем знакомым. Девушка пытается объяснить, что такое поведение убивает доверие, и в конце концов уходит от незадачливого ухажёра. Дима сначала злится на подругу, но затем осознаёт, что действительно был не прав: воспринимал живого, свободного человека как собственность. И так далее.
Но дело не только в том, чтобы «освоить» понятия добра и зла, правильного и некорректного поведения, но и в том, чтобы надолго задуматься: кто я, что для меня важно? Молодой человек из последнего примера, столкнувшись с кризисом, может пойти ещё дальше и спросить себя: «Почему я вообще решил проявить интерес к той девушке? Она по-настоящему мне понравилась — или всё дело в её внешности? может, мне просто хотелось „похвастаться“ ею перед друзьями, доказать, что даже такая редкая красавица способна обратить на меня внимание? И кстати, чего я вообще хочу от любимого человека? Допустим, я исправлюсь, изменю своё поведение и помирюсь с подругой. Если всё будет хорошо, где мы окажемся через несколько лет? Мы останемся в этом городе или переедем? осядем на одном месте — или будем путешествовать? заведём детей или не будем с этим торопиться? Но ведь может сложиться так, что я хочу одного, а любимая девушка — совсем другого. Сможем ли мы найти компромисс?»
Однако, к сожалению, многие люди так и не знакомятся с самими собой. Они живут «по инерции», повторяя жизненный путь родителей или других родственников, и даже не задумываются, что у каждого человека — собственное предназначение. Они получают высшее образование, устраиваются на работу, заводят друзей и создают семьи — не потому, что искренне этого хотят, а потому что так принято. Но что в это время говорит им душа?
Яркий пример человека, который так и не познакомился с самим собой, — главный герой рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Это предприниматель, у которого, на первый взгляд, есть всё: в его подчинении целая финансовая империя, он баснословно богат и всеми уважаем, а ещё у него «образцовая» семья — жена и дочь, безукоризненно ведущие себя в светском обществе. Однако за всю жизнь господин из Сан-Франциско, кажется, не позволил себе никакой безобидной «глупости»: не сделал ничего, что свойственно живому человеку. Год за годом он играл жуткую роль, которую навязало ему общество, — и, что самое страшное, так этого и не осознал.
Знакомству с собой посвящены следующие произведения:
- •повесть Вадима Шефнера «Счастливый неудачник»: сборник историй о маленьком фантазёре Косте, который постоянно попадает в истории и, сам того не замечая, начинает лучше понимать самого себя;
- •повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» — трогательная притча о мальчишке, который в поисках дома, друзей и, конечно, самого себя покинул свою планету и прилетел на Землю;
- •фильм «Трасса 60» — почему бы и нет? История о подростке, который впервые отправляется в самостоятельное путешествие и находит ответы на многие вопросы о себе, понятна в любой стране мира.
Познаешь себя — познаешь и других
Как мы поняли из примера с Димой, самопознание и умение понимать других — вещи тесно взаимосвязанные. Если человек даже не задумывается о том, что у него могут быть свои интересы, цели, мечты и ценности, а живёт «как все», — то и от других он будет требовать того же. Поэтому сложно представить, например, союз вечно недовольного жизнью клерка и свободной, счастливой, творческой личности. И дело не в том, что люди разных профессий и убеждений не могут ужиться под одной крышей: наоборот, таких примеров множество. Дело в том, что сделать человека счастливым может только он сам. А подарив счастье самому себе, можно позаботиться и о других — последовательность именно такая.
Эта на первый взгляд простая, но невероятно важная мысль звучит в следующих произведениях:
- •роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», где главные герои — Евгений и Татьяна — пытаются «вылепить» из себя героев, сошедших со страниц любимых произведений, и потому не могут понять друг друга и стать счастливыми;
- •повесть Стивена Кинга «Тело» о компании юных друзей, которая оказывается втянута в дела преступные, да ещё и непонятно, кто кому настоящий друг, а кто — так, просто приятель;
- •фильм «Курьер» о молодом человеке, не поступившем в институт (современному школьнику он может быть интересен и с исторической точки зрения: увидеть, как жили подростки тридцать с чем-то лет назад, в последнее десятилетие перед началом цифровой эпохи).