САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Слова и краски художника Игоря Орлова словно возвращают в детство, в уютное и давно знакомое место

В нынешнем ноябре народному художнику России исполнилось 87 лет

Художник Игорь Орлов: 'У меня в мастерской висит холщовая сумка, с которой я пошел первый раз в первый класс в 1943 году...'. / Wikipedia
Художник Игорь Орлов: 'У меня в мастерской висит холщовая сумка, с которой я пошел первый раз в первый класс в 1943 году...'. / Wikipedia

Текст: Дмитрий Шеваров/РГ

Бывают такие дни, когда живопись говорит нам больше, чем слова. Хочется помолчать и что-то такое встретить, на что можно долго смотреть, а потом закрыть глаза и долго еще рассматривать уже сердцем.

Картины художника Игоря Орлова как раз такие - для пребывания в них душой. Там все давно, многими поколениями, обжитое. Там вечно тикают ходики и пыхтит кастрюля с картошкой. Сразу кажется, что только тебя тут и ждут с нетерпением.

Здесь - обитаемый остров (так и называется одна из работ мастера). Окна и двери доверчиво открыты в поля, и не только птицы, но и облака залетают на огонек.

Окна прикрыты шторами. Манит, чуть покачиваясь, абажур, на столе - глиняная ваза с полевыми цветами, керамический чайник, сахарница, чашки на блюдцах, а у стола - три или четыре пустых стула.

Впрочем, пустые они только на первый взгляд. Уже через минуту ты невольно дорисовываешь картину: твоя тоска по любимым людям усаживает их за стол.

Игорь Орлов «Вечерний интерьер с красным абажуром». Фото: из личного архива Дм. Шеварова

"А вы помните?.." - говорит кто-то с надеждой, и в дом входят лето, детство, река, звенящая бликами от июньского озорного солнца.

...Порой весь вечер я не расстаюсь с альбомом Игоря Орлова. Как много поэзии в одних лишь названиях его картин: "Звездная ночь в деревне Коробовщина", "Дерево памяти", "Дом и небо", "Колокольчиковые луга", "Большие дожди", "Вечернее чаепитие", "Натюрморт с картошкой", "Зимне-осенний пейзаж", "Молитва о спокойствии моей Земли"...

А открывает альбом ранняя - еще 1974 года - картина "Двое". Как не вглядеться в нее сейчас, заметив аннотацию: "Холст, масло. 142Х110. Херсонский областной художественный музей".

Знаю, что альбом Игоря Орлова "Опыты романтического реализма" был одним из самых любимых и у Валентина Курбатова - верного друга не только поэтов и писателей, но и художников.

Предваряя мемуарную прозу Игоря Орлова, Валентин Яковлевич писал: "Его рассказы о детстве прекрасны. Они открывают тайну рождения художника из сознания великой красоты и радости мира... Мальчик боится умереть, потому что мир слишком прекрасен, чтобы его оставить... Там вечерние тихие лампы над покоем домашнего стола светят в рощах, там травы достигают небес, деревни летят в золотые закаты, осени переходят в зимы... Да будут дни художника долги, чтобы и мы могли подольше видеть в его холстах эти ненаглядные вечера, полные ласточек и стрекоз, эти царственные закаты и нашу благословенную крылатую землю, летящую к небесам... Чтобы красота побеждала смерть..."

Игорь Орлов «Вспоминание о Рублеве. Троица». Фото: из личного архива Дм.Шеварова

Обратная сторона холста

Из книги Игоря Орлова "Смотрю из детства"

Мама купает меня в цинковой ванне... Струйки текут с темечка между лопаток, по лицу, щекочут живот, внутри что-то замирает. Ощущение бегущих струек воды сохранилось на всю жизнь...

А вот еще довоенное воспоминание. За окном в нашем темном переулке - осень. Мокрый снег падает на черный асфальт. В комнате сумрачно и тепло. Мама входит:

- Хочешь горячей картошки?

Я сижу за большим столом, ем горячую картошку с кильками и смотрю в окно, вниз, на белеющий тротуар в черных мокрых следах.

* * *

Запомнилось, как уезжали из Москвы в 1941-м. Нас погрузили на открытую баржу. У меня было несколько листочков бумаги, карандаш и ластик. Вместо стола - чемодан. Я рисовал и стирал резинкой, чтобы очистить место для следующего рисунка... Мы слезли с баржи в местечке Красный Бор, на берегу широченной Камы.

* * *

Одноклассники-народные художники России: Игорь Орлов, Борис Диодоров, Николай Воронков. Фото: из личного архива Дм. Шеварова

Ранним зимним утром мама посылает меня за молоком. Мороз сильнейший. Выхожу на деревенскую улицу и невольно останавливаюсь. Солнце только взошло. Небо золотисто-розовое. И над каждой избой - ровный светлый столб дыма. Столбы стоят и едва колышутся. Сколько изб, столько и столбов.

Я так поражен необычностью картины, что даже забываю, что не успел надеть рукавицы. Только когда окоченели руки, вспоминаю, что надо бежать за молоком.

* * *

Мой отец вернулся с войны осенью 1945-го. Вероятно, он был очень неуживчив и часто переходил с одного места работы на другое. Но всегда при этом говорил нам:

- Надо бы успеть в отпуск до начала войны.

Войну он всегда ждал в начале лета. Он и нас всех заразил этим ожиданием... Всю жизнь у меня ощущение, что мы живем подвешенными на ниточке Божьей милости. И периодически я пишу работы, которые можно объединить обращением: "Господи, помилуй!"

Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru