САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Сейлор Мун, Ван-Пис, Наруто. В Санкт-Петербурге открылась выставка «Искусство Манга»

Подготовка выставки заняла больше трёх лет. За это время для проекта собрали более 200 уникальных экспонатов из частных коллекций Японии, Китая и Европы

В Санкт-Петербурге открылась выставка «Искусство Манга» / Инесса Суворова
В Санкт-Петербурге открылась выставка «Искусство Манга» / Инесса Суворова

Текст: Инесса Суворова

В Санкт-Петербурге открылась выставка «Искусство Манга». Это первая в России масштабная экспозиция, посвященная искусству японских графических рассказов.

Познакомиться с уникальным явлением, захватившим души и умы миллионов людей по всему миру, можно в культурном центре «Севкабель Порт». Здесь на площади более 2500 квадратных метров представлено огромное количество экспонатов разных эпох, от самих истоков манги до современных «Атаки Титанов» и «Наруто».

Едва посетитель пройдет символическую арку, отделяющую выставку от остальных помещений культурного центра, он сразу оказывается в другой, параллельной, реальности. Которая, кстати, больше всего похожа на расширяющуюся вселенную – чем внимательнее всматриваешься в рисунки, переходя от одного к другому, тем больше смыслов и ассоциаций возникает. И когда кажется, что постиг все, обнаруживаешь, что не дошел еще и до середины первого выставочного зала. А впереди еще 20.

Логистика залов, кстати, продумана очень тщательно. Зритель постепенно переплывает из одной эпохи в другую, как бы вырастая и изменяясь вместе с художниками – мангаками и их героями. Работы представлены в хронологическом и жанровом порядке. Здесь и редчайшие исторические экземпляры, и популярные современные истории, разошедшиеся по миру тиражами 20, 30 и даже 500 миллионов. Поговаривают, кстати, что некоторые современные кадры из аниме, созданные на основе манги в единственном экземпляре, имеют такую ценность среди коллекционеров, что выставляются на аукционах «Сотбис» и «Кристис».

Оригинальный рисунок "Атаки Титанов" автора Хадзимэ Исаямы. 2010-2020 гг.

Манги, созданные в историческом или романтическом жанре, детективы, ужасы, боевики, фантастика, роботы, фэнтези, приключения, спорт. Если вы думаете, что это все, то ошибаетесь, и вам лучше посетить выставку в Петербурге, чтобы один раз увидеть, чем о ней читать.

Ценители уловят на выставке прекрасные тонкости, смогут увидеть связь традиций и особенностей манги с комиксами, а также классической и современной мировой культурой. Непосвященному зрителю откроется новый мир, освоение которого, правда, может потребовать для начала некоторой перестройки мозга на «чтение рисунков» непривычным для европейца способом – справа налево.

"Манга дайсэнгун", приложение к февральскому выпуску журнала Shonen Club. 1931 год

По словам специалиста по культуре Японии и куратора выставки Анны Пушаковой, подготовка и сбор материалов для экспозиции заняли более трех лет. За это время организаторам удалось получить уникальные экспонаты, в том числе из частных коллекций Японии, Китая и Европы. Многие из них – только благодаря теплым личным связям с коллекционерами.

Зрителей ждут никогда прежде не выставлявшиеся эскизы, наброски и рукописи, а также первые тиражи манги, – говорит Анна. – На выставке каждый сможет испытать азарт первооткрывателя. У нас есть манги 1920-х годов прошлого века, представленные газетами, книгами, журналами и приложениями к ним. Многим из них более ста лет.

Из современных работ искусствоведу Анне Пушаковой пришлось пересмотреть десятки тысяч страниц материалов, отбирая самые интересные и репрезентативные. Среди экспонатов оригиналы рукописей тушью, целлулоидные кадры для покадровой анимации, оригинальные аниме-постеры, журналы манги, японские гравюры XVIII–XIX веков и даже скульптуры с изображением героев аниме и манги, выпущенные ограниченным тиражом. Самые ценные книжные издания – это два тома из первого издания XIX века знаменитой «Манга» автора «Большой волны» Кацусики Хокусая и полное собрание сочинений «Бога манги» Осаму Тэдзуки, насчитывающее более 350 томов.

Первый выпуск манги "Наруто" в 43 номере журнала Weekly Shonen Jump. 1999 год

Столь широкое распространение манги объясняется ее уникальностью, многожанровостью и нацеленностью на разные целевые аудитории. Она создается и для взрослых, и для детей, для подростков – своя для мальчиков, своя для девочек. У каждого направления свои журналы, своя публика. По самым успешным потом снимаются даже фильмы.

– Я вообще люблю сравнивать мангу с кино, – говорит Анна Пушакова. – С точки зрения монтажа, перехода одного ракурса в другой они невероятно близки. И так же, как кино, она может быть и гениальной, и посредственной. От художника зависит увидеть ту тонкую грань, которую можно очень легко перейти, если не знаешь, куда идти.

Выставка «Искусство Манга» представлена знаковыми работами известных художников, повлиявших на историю развития этого направления искусства. Среди них как известные мангаки - Китадзава Ракутэн, Окамото Иппэй, Лэйдзи Мацумото, так и другие, в том числе и современные авторы.

Гравюра Мидзуки Сигэру из серии "Пятьдесят три станции трактата ёкаев". 2003 год / Пресс-служба выставки

– Я обязательно еще не раз вернусь сюда, – говорит одна из посетительниц, студентка Ника Быстриевская. – Во-первых, мне очень все понравилось, потому что тут предоставлены мои любимые манги – «Хвост феи», «Атака титанов» и «Ван-Пис» и другие. Во-вторых, для того чтобы все посмотреть обдуманно и осмыслить, понадобится много времени. Я хочу выделить для этого целый день. И еще, поскольку я работаю вигмейкером и занимаюсь касплеем, то приду сюда в каком-то образе и буду фотографироваться.

Выставка, которая продлится до начала сентября, без сомнения, станет хитом сезона. В ней каждый, даже тот, кто раньше не знал о таком культурном явлении, найдет для себя что-то интересное. Как обещают организаторы, тут же будут проходить мастер-классы, лекции, дискуссии и творческие встречи.