САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Слово Пушкина поет

В Пушкинский день артисты Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко выступили на закрытии книжного фестиваля «Красная площадь»

Закрытие книжного фестиваля «Красная площадь». Фото: Сергей Михеев. Видео: Егор Бадьянов
Закрытие книжного фестиваля «Красная площадь». Фото: Сергей Михеев. Видео: Егор Бадьянов

Текст: Айдана Кусенова

Почти полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на произведения Александра Сергеевича Пушкина, с театральных сцен и концертных залов. Слово Пушкина особо открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.

Празднование Пушкинского дня, в день рождения поэта 6 июня, стало частью фестивальной программы «Красной площади». В честь события на большом литературном празднике говорили о поэте, читали его стихи, исполняли песни, ставили театральные этюды и выступали с музыкой на стихи Пушкина. Заключительным аккордом фестиваля стал концерт ведущих оперных мастеров Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Артисты представили избранные романсы и арии из опер по произведениям поэта на музыку Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Петра Чайковского, Эдуарда Направника, Николая Римского-Корсакова и Сергея Рахманинова. Невзирая на поздний вечер, обширную разнообразную программу и прохладный ветер, гости занимали очередь перед входом на концерт, вслушиваясь в саунд-чек музыкантов.

«Программу сегодняшнего концерта составляли режиссер Людмила Налетова и Светлана Ефимова (помощница художественного руководителя по музыкальной части и концертмейстер), хотя, конечно, я тоже помогал в составлении программы. В этом году у нас получился вечер камерной музыки для голоса и фортепиано. Наши артисты оперной труппы исполнят избранные романсы и отрывки из опер по произведениям Пушкина», - рассказал «РГ» художественный руководитель МАМТ Александр Титель.

Фото: Сергей Михеев

Русская музыка почти с самых ранних этапов своего развития всегда была неразрывно связана с литературой.

Вспомнить только монументальную эпическую оперу Михаила Глинки «Руслан и Людмила», которая определила все последующее развитие национальной музыки. Трагедию царя изобразил Модест Мусоргский в народной музыкальной драме «Борис Годунов». «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Петра Чайковского открыли лирико-психологическую грань музыкального искусства. Новую страницу оперного жанра ХХ века открыли «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова.

О роли Пушкина в музыке поделился Александр Титель: «Мало авторов, по творчеству столь всеобъемлющих и близких природе музыкального театра. Кроме Пушкина из таких гениев я могу вспомнить Шекспира и Гете. Александр Сергеевич - один из самых музыкальных авторов. Почти все оперы по Пушкину стали великими и заняли особое место в истории русской музыки: взять, к примеру, «Руслана и Людмилу» Глинки, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Пиковую даму» и «Евгения Онегина» Чайковского. Последняя из них, несмотря на внешнюю потерю пушкинского поэтического ритма и изменения в либретто в сравнении с литературным источником, стала самой любимой русской оперой. И если в народе спросить, какие оперы они знают и любят, то все, в первую очередь, вспомнят «Евгения Онегина».

Действительно, почти каждый сможет пропеть знаменитые строчки, например, «Куда, куда вы удалились...» или «Я люблю вас, Ольга...». Лариса Андреева и Дарья Терехова представили другой маленький шедевр из оперы - хор девушек «Девицы красавицы», стилизованный под народную песню. Восторженный молодой поэт Ленский в своей арии «Я люблю вас, Ольга...» в исполнении Дмитрия Никанорова согрел сердца всех слушателей.

Но если литературный Онегин все равно адаптирован под музыкальный театр, то в опере «Каменный гость» Даргомыжского единственное изменение, пожалуй, это имя героя с Дон Гуана на более привычного на слух Дон Жуана. Мелодизированная пушкинская речь зазвучала по-новому, да еще и в испанском жарком колорите, как, например, в песне Лауры «Оделась туманом Гренада», а картину дополнили кастаньеты. В таком же духе написана серенада-дуэт Даргомыжского «Рыцари» (на стих «Пред испанкой благородной»).

«Алеко» Сергея Рахманинова - другой пример работы с пушкинским словом. Дипломная работа 19-летнего композитора поразила самого Петра Ильича, помогавшего с первой постановкой и рукоплескавшего стоя после спектакля. Либреттистом оперы был сам Владимир Немирович-Данченко. Муки сомнения главного героя очень точно переданы в каватине Алеко, которая к тому же является драматургическим центром всей оперы. И как выразительно ее исполнил Андрей Батуркин.

Не прошли мимо бессменных «визитных карточек» пушкинской поэзии в музыке: по-особому публика приняла «Не пой, красавица, при мне» Рахманинова у Ирины Ващенко, а «Я помню чудное мгновенье» Глинки зрители спели практически вместе с музыкантами на сцене. А Дарья Терехова поразила публику филигранным мастерством в колоритной арии Шамаханской царицы из «Золотого петушка».

Из пушкинских опер важное место занимает «Пиковая дама» Чайковского. Опера наполнена контрастными образами и яркими номерами. Совершенно лирический дуэт Лизы и Полины в исполнении Ирины Ващенко и Ларисы Андреевой открыл вечер. А под его конец - роковая ария «Что наша жизнь? Игра!» в блестящем исполнении Николая Ерохина. Завершил вечер таинственный романс «Пророк» Римского-Корсакова, оставляющий слушателям мысли о великом искусстве и его бессмертии.