САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Колокольчики Коваля

В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике открывается выставка, посвященная 85-летию поэта, барда, писателя, художника и скульптора Юрия Коваля

Вид на Кирилло-Белозерский монастырь / wikipedia.org
Вид на Кирилло-Белозерский монастырь / wikipedia.org

Текст: Дмитрий Шеваров/РГ

Место для выставки выбрано не случайно – для родившегося в Москве Юрия Коваля вологодская глубинка стала второй родиной. Кириллов, Ферапонтово, окрестные деревни Чистый Дор, Ивашково, Олюшино, Пёхоть полюбились Ковалю сразу, как только он оказался здесь впервые в 1963 году. Через несколько лет писатель построил дом на Цыпиной Горе в деревне Оденьево. Цыпина Гора невелика, на ней сейчас всего четыре дома, да две бани. Склоны заросли лесом, а когда-то на них пасли скотину.

Дом Коваля я увидел в самую лучшую пору – когда вокруг него цветут колокольчики. Чуть спустишься, оглянешься, а он с любопытством выглядывает из колокольчиков, смотрит, куда это ты собрался. Окон-то в доме по фасаду всего два, а не три, как обычно. Вот и кажется, что дом глядит на тебя в оба.

В этом маленьком доме Коваль был счастлив. Здесь он родился как писатель. Сборник рассказов «Чистый Дор», вышедший в свет в 1970 году, и сегодня остается чистой радостью для детей и взрослых.

Юрий Коваль очень дорожил всем, что нашел для души в северной деревне. Переживал, что разруха и бедность не покидают эти божественные места. В путевых дневниках его то и дело встречаются горькие сетования. «Вашкозерки – очень красивое место... Но деревня-то опять полумертвая, два дома живут, остальные заколочены». «Чарозеро, о котором я так давно мечтал, огорчило нас. Разбитая церковь...»

В Чистом Доре церковь Николая Чудотворца, что стоит на краю деревни на берегу речки Пидьмы, – она до недавнего времени тоже гибла: крыша текла, колокольне грозило обрушение. Но тут на помощь храму пришли читатели Коваля из содружества «Звезды Ориона», фонд «Вереница» и туристический клуб «Своя дорога». Доселе незнакомые люди объединились для того, чтобы помочь деревне, воспетой Юрием Ковалем, спасти её жемчужину – деревянный Никольский храм.

В июне прошлого года на восстановлении церкви работали 33 добровольца, приехавшие из Москвы, Петербурга, Вологды, Череповца, Мурманска... Нынешним летом в деревне вновь будут работать как волонтеры, так и профессиональные мастера – плотники, высотники, кровельщики, реставраторы. Помогают, как могут, и местные жители. Кстати, некоторые из них знали Юрия Коваля. О том свидетельствует местная районная газета «Новая жизнь»: «В Ферапонтове, окрестных деревнях и чистодорской округе писателя помнят многие...»

Вернемся к дневникам, которые Юрий Коваль аккуратно вел на протяжении многих лет, любовно оформляя каждую страницу своими рисунками, подклеивая туда же автографы друзей, газетные вырезки, билеты и даже этикетки. Свои пестрые, как лоскутное одеяло, повествования Коваль назвал «Монохрониками». Как я понимаю, Юрий хотел этим сказать, что его дневник не претендует на полноту описания эпохи. Это хроника сердца, которое всегда одиноко, всегда «моно». Сам Коваль определял назначение своей заветной книги так: «Монохроники» – это чтение и воспоминанье в старости, это – попытка сохранить и свою и чужую руку, попытка, которая всё равно обречена на неудачу...»

Юрий Коваль не узнал старости. «Монохроники» же остались жить. Многие годы их хранила дочь писателя Юлия Коваль, а недавно она взялась за издание этих удивительных рукописных книг отца. В работе уже четвертый и пятый тома «Монохроник».

В каждом томе немало страниц посвящено странствиям Юрия Коваля по Северу, его жизни на вологодской земле. Вот несколько таких записей. А начнем мы с песни Юрия Коваля, посвященной Цыпиной Горе.

Вы слышите тихий звон?.. Это колокольчики Коваля.

ПЕСНЯ

  • В глухом лесу твоя Гора,
  • Твоя Гора – твой дом.
  • И одиноки вечера
  • На много лет кругом.
  • А за Горой – дремучий лес,
  • А под Горой – леса.
  • Отсюда легче до небес
  • Восходят голоса.
  • Давно покинута Гора,
  • Но кажется порой,
  • Что это мы с тобою, друг,
  • Покинуты Горой.
  • И всё мне кажется пора,
  • И движутся года,
  • Не покидает нас Гора
  • Всегда и никогда.
  • Восходит дым из горьких труб.
  • Труба слышна в лесу.
  • Мой горный голос глух и груб,
  • Не слышен он внизу.
  • Ты ждал меня, мой горный лес,
  • Чтоб душу мне согреть,
  • И я б хотел у ног твоих,
  • Как палый лист истлеть.

Песня Коваля в исполнении группы "Полное будущее"

ИЗ ВОЛОГОДСКИХ МОНОХРОНИК ЮРИЯ КОВАЛЯ

Да, мы пробовали пройти сегодня в Чистый Дор. И мы прошли через Гридинско. В этом доме, что я решил нарисовать, 17 лет назад я был счастлив...

Пошел к Александру Ионычу (крайний слева дом), и жена его вспомнила меня.

– А я тебя в окно узнала, батюшка.

– Да как же, ведь я постарел.

– Совсем не постарел, всё такой же.

И вдруг я с изумлением увидел, что и они не постарели.

* * *

Холодные уже наступили времена. 1-го октября вдруг в ночь под утро выпал снег. Первый снег этого года он лёг неплотно, слегка прикрыл оранжевый и розовый лес, и невиданный осенний пейзаж под светлой порошей открылся с Горы.

Сосед наш Ляксандрыч вышел на улицу в валенках, и я тоже в валенках.

– Вот теперь считай, – сказал Ляксандрыч, – Через сорок дней ляжет настоящий снег.

Вот теперь я и считаю, сколько дней прошло с первого снега, сколько ещё ждать настоящего. Ждать осталось недолго, и я валенки не снимаю. Правда, я валенки и до первого снега нашивал. Я в них в баню хожу.

* * *

Из деревни Барбушино шла через Гору тропа. По ней ходили дети в школу. На Горе заходили они погреться к деду Кирсану. Кирсан давал им денег на вермут и конфеты. На обратном пути дети приносили ему вермут.

Прошли годы.

Умер дед Кирсан, дети выросли и стали хулиганами, вермут подорожал, а тропа заросла.

Кстати, слово «вермут» по-вологодски звучит – «верму́т».

***

Наконец, собрались мы перекрыть двор. Давно уж снег, дождь, ветер, осы, птицы и звери привыкли к этим дырам в крыше, да и мы привыкли и так бы, наверно, никогда не перекрыли, если б не собрались втроём на Горе – Белов, Николка и я. Два дня перекрывали, и темно стало на дворе, неуютно. Нету дыр в крыше. Скоро уедем мы, осиротеет дом, будут бродить вокруг – снег, дождь, ветер, птицы и звери. А осы уж спят.

***

В моих начинаниях, в моих рыболовно-путешественных планах постоянно мешают две вещи: клюква и картошка. Все люди, с которыми я сталкиваюсь, говорят только о клюкве и картошке.

– Ну ты как? Картошку-то выкопал? Да? А я ещё нет. А сколько клюквы набрал? А я уж вёдер пять.

У всех на уме одно, вернее, два: клюква и картошка.

Рыбинспектор Чамин сразу мне сказал:

– Не во время ты приехал, парень. Сейчас не до рыбы. Сейчас: клюква и картошка.

Мы приехали на Кишму, и попали сюда только потому, что в болотах здешних много клюквы. Хотел Чамин отправиться за клюквой, да помешал дождь.

* * *

Переходил мост, Долгий мост. А там на мысу, у костра были люди. Я взмахнул рукой и видел, как неуверенно махнула в ответ маленькая фигурка в зелёной телогрейке.

Долгий мост… В повести я назвал его Коровьим, сам уж не припомню почему. Но он и вправду сооружен в честь перегона коров с берега на берег, а вброд нельзя – трясина.

А озеро за спиной – Пегасовское. Название удивительное, его я тоже взять не решился. А созвездие Пегаса всё лето над озером, если глядеть с Горы.

***

Самое неприятное для меня после бани – это натягивать сапоги.

Я уж бывало ещё и до сапогов измучаюсь, одеваясь. Ничего после бани на меня не налезает. Кое-как рукав тельняшки натяну и отдыхаю. А тут ещё сапоги впереди!

Весной 1978 года мучился, не зная, как начать письмо к некоторой особе. И начал его с изображения собственных сапог.

***

Меня радует ежедневное утро и печалит ежедневный вечер. Утро-вечер, утро-вечер – просто замучаешься. То – радуешься, то – печалишься, то – радуешься, то – печалишься. Сам не знаю, отчего я утром радуюсь, а вечером печалюсь. Так получается.

Утром, когда радуюсь, я особенно строг и серьёзен, а вечером, когда печалюсь, веселюсь бывало напропалую.

Так бывало и вчера и сегодня. Будет завтра и послезавтра. Пускай так и будет. Не дай Бог дожить до печального утра, когда придётся веселиться.

***

У деревни Белоусово встретился мне мальчишка. И он уже прошёл мимо, когда я опомнился и понял, что он-то мне и нужен.

– А ну-ка постой, - сказал я.

Мальчишка остановился.

– Подойди-ка сюда.

Он подошёл.

– Сними-ка кепку.

Он снял.

– Ну теперь постой минутку.

Он постоял, и я сделал набросок.

– Ну, теперь можешь идти, – отпустил его я.

Он нахлобучил кепку и спокойно пошёл дальше.

* * *

Всё-таки не один раз видел я коростеля. И всегда – случайно.

Вдруг глупо-глупо выбежал коростель ко мне под ноги, запнулся, споткнулся, напугался и дунул от меня, вихляя, и долго я видел его, убегающего по дороге, пока не догадался он нырнуть в траву…

И снова выходил ко мне коростель, а я сидел на бревне, а он никак не понимал, что я такое. Как щенок обнюхивал он мои неподвижные резиновые сапоги.

* * *

Рисунок ранней весны.

Два клеста прилетели к нашему дому. Печная труба безмерно увлекла их. Они засовывали крестообразные свои клювы в щели между кирпичами, расшатывали нашу трубу, которая и без них на ладан дышит.

* * *

Жизнь идёт в два раза быстрее, чем ты её планируешь.

Но никак не быстрей. Именно в два раза.


28 июня в 15.00 в Казанской башне Кирилло-Белозерского монастыря открываются две выставки: выставка Вереницы и выставка по Монохроникам Юрия Коваля.

P.S. Кто хочет поучаствовать в судьбе Никольского храма в деревне Чистый Дор, зайдите на страницу фонда «Вереница»: