САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как учитель из Молдовы объясняет украинским беженцам, что русский – это язык мира

«В мире конфликтов и войн страдают не только люди, страдает и язык», - говорит русист

Эссе, присланные на Пушкинский конкурс/Кишинев / wikipedia.ru
Эссе, присланные на Пушкинский конкурс/Кишинев / wikipedia.ru

Текст: Елена Кухтенкова/РГ

"В Молдове есть ощущение, что русский язык, как хозяин, ненадолго оставил свой кабинет. Главное, чтоб он вовремя вернулся, потому что его место могут занять другие", - пишет в своем эссе "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово" на XXIII Международный Пушкинский конкурс "РГ" русист из Молдовы Олег Княжковский.

Автор эссе рассказывает: он родом из Приднестровья, где до недавнего времени работал учителем, но по семейным обстоятельствам переехал с супругой в Республику Молдова. Работу нашел быстро. В сельской школе у педагога 14 часов русского языка и 7 часов литературы. В Приднестровье преподавал русский язык как родной, здесь же - русский как иностранный.

"Лишившись родины", признается Олег Княжковский, он потерял сам себя. Тосковал по дому, по общению на родном языке. "Вокруг один молдавский язык и лишь в школе, на уроках, опять бальзам на душу - "великий и могучий", - делится педагог.

По мнению Олега, в мире конфликтов и войн страдают не только люди, страдает и язык. В новой школе на учителя смотрели косо. Было много вопросов по поводу дружбы Приднестровья с Россией. Но педагог рассказал своим ученикам и коллегам много интересного. Россия здорово помогает: машины скорой помощи, автомобили для специального автохозяйства, школьные автобусы, беспроцентные кредиты для населения и бесплатные учебники, строительство новых школ и ремонт старых.

Школьники очень хорошо приняли учителя. С собой на новое место работы он привез много книг, среди них и несколько словарей.

На уроках Олег Княжковский старается привить любовь к языку Пушкина. Дети, уверен педагог, должны помнить, что их прадеды головы положили за "великий и могучий".

"Первый шаг в ликвидации людей - это стереть их память. Уничтожьте их книги, культуру, их историю. Затем попросите кого-нибудь написать новые книги, создать новую культуру, придумать новую историю. Вскоре народ начнет забывать, что это такое и чем оно было. Именно по такому принципу сегодня живет Молдова", - пишет в своем эссе русист.

Русскоговорящие в Молдове, продолжает свою мысль педагог, сталкиваются с этой политической войной каждый день. Телевизионные каналы закрыли, в школах часы русского сократили, даже здание у русского центра науки и культуры в Кишиневе забрали. Позже центр продолжил работу по другому адресу.

В школе, где работает педагог, есть беженцы с Украины, с сентября он им объясняет, что русский язык - это язык мира, не войны. Не понимают. Но молдавский плохо знают, потому нашли в его лице собеседника, разговаривают на русском. Уже под конец учебного года беженцы оттаяли. Смотрят на язык и всю сложившуюся ситуацию с другого ракурса.

В марте прокатилась волна протестов по всей республике. "Пришли восьмиклассники и просят, чтобы я им проверил текст транспаранта, с которым родители собрались на митинг. Прочитав, подумал, что будут проблемы. А дети написали: "Прочь руки от русского языка!" - рассказывает учитель.

На улицах сейчас спокойно и тихо, чего не скажешь о душах и умах людей: открытая русофобия, агрессия против языка и его носителей. Педагог призывает учить русский в школах и садах, разговаривать, а главное, думать на русском. Чтобы язык Пушкина был языком не агрессора, а друга.

"Если Россию вычеркнут со всех географических карт, она будет жить в советском свидетельстве о рождении, в георгиевской ленточке, за ношение которой дают огромные штрафы, в букете сирени 9 Мая. В каком краю земли ты бы ни оказался, язык остается с тобою всегда: это твой тыл", - заключает русист.