САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Белые пятна в биографии Сергея Есенина

Публикуем ранее неизвестное письмо Есенина. Что нового оно может открыть в поэте?

Сергей Есенин
Сергей Есенин

Текст: Наталья Шубникова-Гусева, Светлана Серегина (научные сотрудники Есенинской группы ИМЛИ РАН)

Одно из последних зарубежных выступлений перед отъездом в Россию Есенин завершил словами: "Каждому свое - мне культура духа". Это выступление легло в основу очерка "Железный Миргород", в котором поэт противопоставил "выставочной" Америке с ее "музикхольной" культурой свое понимание русской культуры как культуры духа. Написано и сказано давно - а будто бы для нас сегодняшних, вдруг ощутивших остроту и драгоценность этого понятия…

Есенинская группа Института мировой литературы РАН сейчас работает над фундаментальной "Есенинской энциклопедией" - этот научный труд появится к 130-й годовщине со дня рождения и столетию смерти великого поэта в 2025 году. Эта работа предварительно представлена на открывшейся Международной научной конференции "Сергей Есенин в контексте русской культуры".

Фото: из архива ИМЛИ

Это иллюзия - будто Есенин и его наследие изучены настолько, что белых пятен в биографии и творчестве поэта не осталось. До сих пор мы спорим о тайнах его "Черного человека" и "Страны Негодяев". До сих пор разгадываем кажущиеся простыми стихи, скрывающие сложный философский смысл. И до сих пор исследователи находят неизвестные рукописи поэта и материалы о нем. Да, изучено и опубликовано многое из архива беззаветно преданной Есенину Галины Бениславской. Но многие ценнейшие раритеты из частных архивов остаются недоступными широкой аудитории. К примеру, рукопись "Страны Негодяев", шестая глава "Пугачева" об Александре Суворове, письма, портрет поэта работы Бориса Григорьева, приобретенный американским миллионером… Владельцы не спешат расставаться со своими сокровищами - они прекрасно понимают: на аукционах есенинские лоты неизменно в числе самых дорогих.

Несколько лет назад удалось обнаружить неизвестную рукопись есенинской поэмы "Пугачев" (1921) - ныне она хранится в частной лондонской библиотеке. Было сделано ее экспертное описание - но зарубежные владельцы не дают пока что разрешения на факсимильное воспроизведение: вопрос о ценности, как правило, становится вопросом о цене…

Но есть бесценные находки. Изучая первую рукописную книгу поэта "Больные думы", мы (вместе с Елизаветой Апальковой) обнаружили восемь автографов неизвестных ранее стихотворений 1910 года, находящихся на государственном хранении.

Выявили ранее неизвестное письмо Есенина 1917 года в редакцию газеты "Дело народа" - обстоятельства тех дней удалось уточнить благодаря Сергею Субботину, автору комментария к тому писем в Полном собрании сочинений Есенина. Поэт сетовал, что потерялся чемодан с рукописями: взял его с собой, даже отправляясь в путешествие на Север со своей невестой Зинаидой Райх и другом Алексеем Ганиным...

Фото: из архива ИМЛИ

В Центральном государственном архиве Московской области (ЦГАМО) среди тысяч документов фонда Моссовета Нине Солобай удалось обнаружить два неизвестных ранее документа с подписью Есенина: в 1921 году он задумывал проект собственной типографии. Основной документ - письмо без даты с неофициальным обращением к председателю Моссовета Льву Каменеву. Оно написано поэтом Вадимом Шершеневичем, а подписано еще и Есениным, и поэтом Александром Кусиковым…

Случайно ли Сергей Есенин неизменно лидирует в читательских опросах среди русских поэтов ХХ века? Его литературное наследие издано в Полном академическом собрании сочинений (семитомник в 9 книгах), подготовленном в 1995-2002 годах. Следующие пять лет Есенинская группа ИМЛИ РАН работала над изданием пятитомной Летописи жизни и творчества поэта. И все равно мы с каждым годом открываем что-то новое… Есенинская научная конференция, посвященная многим неизвестным штрихам из жизни поэта, откроется в конференц-зале Института мировой литературы, а продолжится 15 и 16 сентября в Рязанском госуниверситете и в Музее-заповеднике Есенина в селе Константиново.

В трактате об искусстве "Ключи Марии" у Сергея Есенина есть удивительные строки: "Самостоятельность линий может быть только в устремлении духа". Куда ведут нас эти линии? Вчитаемся, прислушаемся, откроем заново поэта. А может быть, самих себя?

Оригинальный материал: rg.ru