САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Проклятый» поэт Артюр Рембо

«Я тот, кто страдает и кто взбунтовался» – 20 октября родился французский поэт, писавший стихи всего 4 года из 37 ему отведенных, но сумевший войти в сокровищницу мировой литературы

Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в Шарлевиле на северо-востоке Франции / wikipedia.org
Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в Шарлевиле на северо-востоке Франции / wikipedia.org

Текст: Анастасия Шадрина (Литературный институт им. А. М. Горького)

Французский поэт Артюр Рембо посвятил поэзии всего четыре года своей жизни: он писал стихи в возрасте шестнадцати-двадцати лет, после чего решил навсегда оставить литературу. Удивительно, как за такой короткий промежуток времени поэт сумел увековечить своё имя во французской и мировой литературе. Это напоминает вспышку сверхновой звезды – короткий, но невероятно яркий взрыв, оставляющий после себя неизгладимое впечатление. Рембо стал одним из основоположников символизма, разработал «теорию ясновидения», первым во Франции создал такую форму стихосложения, как верлибр. Поэт не боялся использовать в стихотворениях бытовую лексику и вульгаризмы. Для Рембо не было правил, он умело сочетал возвышенное и низменное.

Жан Николя Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в Шарлевиле. Ещё подростком он несколько раз сбегал из дома, в 1871 году участвовал в восстании Парижской коммуны. В шестнадцать лет поэт отправился в путешествие по северу Франции и югу Бельгии. В семнадцать Рембо познакомился с Полем Верленом, и это знакомство стало для обоих судьбоносным. Рембо отправил Верлену своё стихотворение «Пьяный корабль», Поль так восхитился, что пригласил юношу в Париж, оплатив ему дорогу. Между поэтами возникла дружеская, а далее и более тесная связь. Верлен даже бросил жену с ребёнком на некоторое время, вместе с Рембо они путешествовали по Европе, однако ничем хорошим это не закончилось – в состоянии алкогольного опьянения он прострелил Рембо запястье, впоследствии получил два года тюремного срока.

После этого Рембо перестал писать, скитаясь по свету вплоть до 1880 года. Он посетил Германию, Италию, Австрию, Голландию, Швецию, Данию, Индонезию. В Африке он торговал кофе и пряностями, в Эфиопии продавал оружие, также он успел поработать переводчиком в цирке и побывать в голландских колониальных войсках. В 1891 году Рембо почувствовал сильную боль в правом колене. Врачи поставили ему неверный диагноз, ампутировали ногу, но после операции оказалось, что у Рембо рак кости. 10 ноября 1891 года Артюр Рембо умер, прожив всего 37 лет.

Поль Верлен и Артюр Рембо на картине Анри Фантен-Латура (1872), Музей д'Орсе

Высказывания Артюра Рембо, которые как нельзя лучше помогут узнать поэта:

О жизни

Портрет Артюр Рембо с обложки La Revue Blanche, 1895 год

Бесконечный фарс! Меня заставляет плакать моя невинность. Жизнь — это фарс, который играют все.

Жизнь жестока, отупляюще проста, – скинуть, что ли, иссохшей рукой крышку с гроба, лечь в него, задохнуться?

Ах, вернуться бы к жизни! Хоть глазком взглянуть на ее уродства.

Мне повезло: я больше почти не страдаю. Моя жизнь была только сладким безумьем, и это печально.

О поэзии

Поэт превращает себя в ясновидца длительным, безмерным и обдуманным приведением в расстройство всех своих чувств. Он идет на любые формы любви, страдания, безумия. Он ищет сам себя. Он изнуряет себя всеми ядами, но всасывает их квинтэссенцию. Неизъяснимая мука, при которой он нуждается во всей своей вере, во всей сверхчеловеческой силе; он становится самым больным из всех, самым преступным, самым проклятым – и ученым из ученых! Ибо он достиг неведомого.

Итак, поэт — это действительно похититель огня. Он несет бремя, возложенное на него человечеством и даже животными…

Портрет Артюра Рембо. Неизвестный автор

Страдания безмерны, но нужно быть сильным, быть от рождения поэтом, а я сознаю себя поэтом... Я тот, кто создаст Бога.

Я придумал цвет гласных! А – черный, Е – белый, И – красный, У – зеленый, О – синий. Я установил движенье и форму каждой согласной и льстил себя надеждой, что с помощью инстинктивных ритмов я изобрел такую поэзию, которая когда-нибудь станет доступной для всех пяти чувств. Разгадку оставил я за собой.

Об аде

Мне следовало бы иметь свой ад для гнева, свой ад – для гордости и ад – для ласки; целый набор преисподних.

Я должен был бы заслужить ад за гнев, ад за гордыню, ад за сладострастие — целую симфонию адских мук! Умираю от усталости. Я в гробу, я отдан на съедение червям, вот ужас так ужас!

О себе

Вижу себя без конца в минувших веках. Но всегда одинок, всегда без семьи.

Я – вне этого мира.

Мои глаза закрыты для вашего света. Я – зверь, я – негр.

О, я страдаю, я плачу. Неподдельны мои страданья. Однако все мне дозволено, потому что я бремя несу, бремя презрения самых презренных сердец.

Я сорву покровы с любой тайны, будь то религия или природа, смерть, рожденье, грядущее, прошлое, космогония, небытие. Я – маэстро по части фантасмагорий.

О любви

Нет более богов, стал богом человек, но без любви сей бог – калека из калек.

Нам обещали во мраке похоронить древо добра и зла, в ссылку навечно отправить тиранившие нас благоприличия, с тем, чтобы мы в обычай ввели нашу чистейшую любовь.

Нет больше нужды ни в божественной любви, ни в преданности. Я не жалею о веке чувствительных душ. Всё имеет смысл: и презрение, и милосердие, поэтому я оставляю за собою место на вершине ангельской лестницы здравого смысла.

О гордыне

Действительность была слишком тернистой для моей гордыни.

О молодости

Серьезность не к лицу, когда семнадцать лет и липы созерцать пора для вас настала.

О путешествиях

Я должен был путешествовать, чтобы развеять чары, нависшие над моими мозгами. Над морем, которое так я любил, — словно ему полагалось смыть с меня грязь.

О чувствах и эмоциях

Тоска не будет больше моей любовью. Ярость, распутство, безумие, я знаю все их порывы и знаю их поражения, – это бремя сбросил я с плеч. Оценим спокойно, как далеко простирается моя невинность.

О духовности и справедливости

Духовная битва так же свирепа, как сражения армии; но созерцание справедливости – удовольствие, доступное одному только богу.

О ремесле

Любое ремесло внушает мне отвращенье. Крестьяне, хозяева и работники – мерзость. Рука с пером не лучше руки на плуге.

Рембо и Верлен на картине Анри Фантен-Латура (1872), Музей д'Орсе