Текст: Павел Басинский/РГ
Гоголь "Ночь перед Рождеством": "- Право, мне очень нравится это простодушие! Вот вам, - продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежал к числу придворных, - предмет, достойный остроумного пера вашего!
- Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена! - отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами".
Кузнец Вакула, прилетевший на черте в Санкт-Петербург и удостоившийся вместе с делегацией казаков-запорожцев приема в Зимнем дворце, выпрашивает у Екатерины II черевички для своей девушки Оксаны. Комедийность ситуации в том, что казаки вообще-то прибыли в северную столицу просить у императрицы серьезной милости для Сечи, последнее время их стали притеснять.
"- Чем виновато запорожское войско? - спрашивает царицу глава делегации, - тем ли, что перевело твою армию чрез Перекоп и помогло твоим енералам порубать крымцев?"
Рядом с Екатериной стоит князь Потемкин Таврический, тот самый усмиритель "крымцев", и хмурится, потому что здесь задевают его честь и заслуги. Ситуация политическая и крайне, как сказали бы сегодня, "чувствительная" и опасная. Если бы простодушный (на самом деле - самый хитрый) Вакула не разрядил ее своим нелепым восхищением башмачками царицы, неизвестно еще, чем бы она закончилась. Но царица посмеялась над его словами и приказала принести точно такие же черевички. А заодно - простила запорожцев.
Так бывает в высокой политике.
Второе историческое лицо рядом с Екатериной - придворный сатирик Фонвизин (Фон-Визин писали в XVIII веке). Скромный, но тоже сознающий свое достоинство. Ему надлежит описать эту историю, сама царица дает такое задание. Не успел, умер от паралича, не дожив и до пятидесяти лет. Но умер, передав свое наследие Грибоедову и Гоголю.
В каком году он родился, в точности неизвестно. Его 280-летие отмечали в прошлом году, отмечают в нынешнем и будут отмечать в будущем. Но это того стоит, потому что именно этот православный немец стал отцом русской театральной комедии.
Он родился 14 апреля в семье статского советника Ивана Андреевича Фон-Визина (русская огласовка немецкого Фон-Визен). Родоначальником семьи был немецкий барон, взятый русскими в плен во время Ливонской войны 1558-1583 гг.
Это даже любопытно, как много сделали для русской литературы пленные иноземцы. Прадед Пушкина Абрам Петрович Ганнибал был захваченным турками сыном чернокожего африканского князя. "Арапчонка" привез в Москву стамбульский торговец хорватско-сербского происхождения. Учитель Пушкина, поэт и переводчик Василий Андреевич Жуковский был сыном пленной турчанки Сальхи. Родоначальник русской романистики, автор "Ивана Выжигина" Фаддей Венедиктович Булгарин изначально носил имя Яна Тадеуша Кшиштофа, был урожденным поляком и капитаном французской армии, попавшим в плен во время войны с Наполеоном. А еще говорят, что "плавильный котел" наций порождает демократия. Ничего подобного. Его порождают империи и эпохи колониальных войн.
Мальчиком Фонвизин был умным и талантливым, благодаря чему успешно учился в московской университетской гимназии, в числе первых учеников посетил Петербург, был представлен всесильному государственному деятелю Ивану Ивановичу Шувалову и познакомился с М.И. Ломоносовым и создателем русского театра Ф.Г. Волковым. Был принят на службу в Коллегию иностранных дел переводчиком и стал секретарем другого государственного деятеля, писателя и философа и, само собой разумеется, видного масона И.П. Елагина. Кстати, масонство - вторая после "иноземщины" сторона медали истоков нашей светской литературы.
В Петербурге молодой Фонвизин прославился своим острым язычком, из-за которого легко наживал себе и друзей, и врагов. В то же время усердно трудился как литературный переводчик. В его арсенале Овидий и Вольтер, с которым состояла в переписке сама Екатерина II. Но настоящая слава, насколько она вообще была возможна в узком литературном кругу XVIII века, приходит к нему после написания оригинальной комедии "Бригадир". Той самой, что упоминается в ранней повести Гоголя.
В комедии, состоящей из пяти действий, всего восемь действующих лиц. И только два из них имеют имена - сын Бригадира Иванушка и дочь Советника Софья. И только один персонаж носит фамилию, зато настолько "говорящую", что в его добродетелях сомневаться нельзя - Добролюбов. "Говорящие" фамилии вообще характерны для XVIII века. Читатель и зритель должны были сразу понимать, какой "товар" им предлагают в книге или на сцене. Потом и театр, и литература от "говорящих" фамилий стали отказываться. Читатели поумнели, и "маркетинг" стал более изощренным. Но даже в "Горе от ума", если полковник-фанфарон, то непременно - Скалозуб, а в "Ревизоре", если враль и болтун, то - Хлестаков.
Вторая комедия Фонвизина, которая и сейчас входит в школьную программу, - "Недоросль". Здесь персонажей вдвое больше - 15. Но имена и фамилии тоже сомнений не вызывают. Человек старой ментальной закваски - Стародум. Добрый и незамысловатый - Простаков. Приятный во всех отношениях - Милон. А самый отрицательный персонаж - естественно Скотинин. Любопытно, однако, что "Скотинины, чета седая", затем перекочуют в роман "Евгений Онегин"...
Пушкин ценил Фонвизина. Ценили его и Гоголь, и Белинский. Его, "как первую любовь" (русской комической сцены), "России сердце не забудет". Недаром Пушкин считал этого немецкого барона "из перерусских русским".