САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Мера отстранения. Юнна Мориц и ее поэтство

2 июня отмечает 87-й день рождения поэтесса, песни на стихи которой, написанные более полувека назад, распевает вся страна – и весь мир. Например – «Побег»

2 июня 1937 в  Киеве родилась поэтесса, переводчица, сценарист Юнна Петровна Мориц / Фотография Юнны Мориц с яблоком. Киев, 1957/litfund.ru
2 июня 1937 в Киеве родилась поэтесса, переводчица, сценарист Юнна Петровна Мориц / Фотография Юнны Мориц с яблоком. Киев, 1957/litfund.ru

Текст: Игорь Шумейко

На день рождения Юнны Петровны (2 июня) попробую прочитать одно стихотворение. Если не «с выражением», как требовали в школе, то хотя б со схолиями. Звучит страшновато? Ладно, просто с «коментами».

  • Давай, душа, давай —
  • Проникнем за ограду,
  • Там розовый трамвай
  • Бежит по снегопаду,
  • В кофейне за углом
  • Поджаривают зерна,
  • И лестницы излом
  • Пропах напитком черным.
  • Верни, верни, верни,
  • Звезда, мое светило,
  • Те считанные дни,
  • Которых не хватило!
  • Под шорох мандолин,
  • Играющих на елке,
  • Очистим мандарин
  • И снимем книгу с полки,
  • В таинственную речь
  • Вникая до рассвета,
  • Отбросим кофту с плеч
  • На озеро паркета
  • И, отлучив лицо
  • От чтенья на мгновенье,
  • Найдем в конце концов
  • Покой и просветленье.

Великая опция поэзии: выбрать меру отстранения. Читать «в свете последних новостей», в коих присутствие Юнны Петровны значительно? Или как Борис Леонидович, сквозь фортку крикнуть детворе: «Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе?» И если все ж подражать Пастернаку, не опасаясь – чтò крикнут в фортку ответно (возможно? подъемля и средний палец: тысячелетье-то уже другое…), то вспомнишь да-авний упрек, столь давний, что и автора не припомню. «Юнна-де Петровна о себе в третьем лице, да ещё множественном числе! «Найдем в конце концов» – как царь, император!

Но если вообразить, что на дворе тысячелетие от Рождества Христова – Первое, да еще его начало, то вспомнится… Адриан. Действительно, император, причем: из удивительных оригиналов. «Мы» Юнны Мориц, сказанное о себе, восходит не к титулованиям монархов, а к первым строкам автоэпитафии Адриана: «Аnimula vagula blandula» (Душенька, скиталица нежная). То стихотворение задало поэтический стандарт сравнимый с «Exegi monumentum» Горация. Тысячи переводов, подражаний. Канон: Обращение к душе. И самая памятная русскому читателю – строка Ипполита Богдановича «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша» восходит к адриановской Аnimula (уменьшительно-ласкательное от Аnima).

А то и вовсе не поминая адрианов, «проникнув за ограду» поразимся: «Там розовый трамвай/Бежит по снегопаду». Как в мультиках (коих по стихам Юны Мориц создано немало): художник в три секунды рисует Картину. Бывает не мультик, вполне документальный фильм, с ускоренным воспроизведением: что б в те же секунды, на глазах – Шедевр.

«По снегопаду» – то есть розовый трамвай бежит сквозь стены белого пуха. Насколько чудесней обычного «по снегу»!

«Отбросим кофту с плеч / На озеро паркета». Обычный читатель, вроде автора сего комментария, лишь с третьего раза соображает: «озеро» здесь – не под размер бегущей строки. Начищенный паркет отражательной способностью схож с водной гладью. Но когда сообразишь – вдвойне наслаждение: ты на поэтическом вечере и в картинной галерее.

А уж заклинание: «Верни, верни, верни, / Звезда, мое светило, / Те считанные дни, / Которых не хватило» – прямо… «Схема жизни в разрезе».

Точный укол: как мало бывает нужно для счастья, сбытия судьбы. Или озарение: а может, оно, счастье, и было? Подозрение: просьбы «верни-верни» Звезда переадресует – Поэзии, а её могущество велико, моление «верни» оборачивается глаголом «совершенного вида» – вернула.

Яркозрительность стихов, слов Юнны Мориц пытаюсь подтвердить словами же, причем не такими яркими… Но уж музыкальность – композиторы подтверждают самым прямым действием. Вадим Мищук написал на эти строки чудесную песню, хотя (наваждение не только моё) кажется, что музыка, в том и чудо – уже была, с самой даты написания стихотворения «Побег» (1968), а Вадим Леонидович как-то разузнал. Таково уж «таинство речи» Мориц: рождается, как богиня – уже в пене мелоса (не в обиду будь сказано композиторам, эту музыку угадавшим).

Несчитанных Вам дней, Юнна Петровна, многих ещё ёлок с шорохом мандолин – то есть лет!

Примечание. «Поэтство» в титуле статьи – неологизм Юнны Мориц, давний, хотя Ворд всё еще подчеркивает его красной волной. Строго разбирая прочтенные, присылаемые ей стихи, она иногда выдает эту оценку. Её «поэтство» – не «5+», не «высший балл» (Юнна Петровна ранжированием стихов не занимается!), а именно знак принадлежности к Поэзии. И многие мечтают получить сей знак, а особо дерзкие: чтоб это их книгу «сняли с полки» вслед за «очисткой мандарина».