Текст и фото: Михаил Зильев
Открывая собрание в демонстрационном зале ГУМа, главный редактор журнала «Книжная индустрия», президент АСКР Светлана Зорина уточнила, что "время консолидации" - это еще и "время коллаборации" с другими творческими индустриями - кино, театром и т.д., вплоть до гастрономии.
Представляя далее подготовленный Минцифрой подробный доклад "Аналитика и ключевые тренды книжного рынка: итоги 2023 — начала 2024 г.", Светлана Зорина отметила ощутимый рост канала интернет-продаж и продаж цифрового контента - при падении продаж в абсолютных цифрах. Уменьшается также доля собственно книг в книжных магазинах.
Художественная литература по-прежнему занимает треть продаж в книжных магазинах, на втором месте нон-фикшн и на третьем - учебная и образовательная литература (при этом нужно признать, что "длинный шлейф" этого сегмента уходит на маркетплейсы.
Из положительных тенденций докладчица отметила изменение структуры расходов издательств на продвижение.
Из проблем же бросается в глаза ценовой демпинг на маркетплейсах, кадровый голод и сокращение инфраструктуры книжных магазинов.
Выступившая следом начальница отдела статистики Российской книжной палаты Галина Перова обратила внимание на происходящее падение количества наименований регистрируемых Книжной палатой обязательных экземпляров - но также и на торможение этого падения в 2023 году и начале 2024 года по сравнению с 2022-м. Вслед за этим докладчица прокомментировала падение по разным тематическим группам и по географическим регионам, отметив при этом особенно падение в сегменте детской литературы - и высокую степень концентрации книгоиздания, когда несколько крупнейших супериздательств выпускают фактически две трети книг в России.
После презентации подробный доклад будет выложен на соответствующих сайтах.
Следом выступили представители самой индустрии: Олег Павлов, директор по закупкам Санкт-Петербургского Дома книги, Евгений Капьёв, генеральный директор издательства «Эксмо», Борис Кузнецов, директор издательства «Росмэн», Ирина Антонова, директор по маркетингу ИГ «Альпина» и др.
Надо активнее учиться у конкурентов главному: технологичности, подчеркнул Олег Павлов.