САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Красная площадь». Главная сцена. День второй

От лейтенантской прозы до сказов Бажова - на фоне Исторического музея

«Красная площадь». Главная сцена. День второй / Александр Корольков
«Красная площадь». Главная сцена. День второй / Александр Корольков

Текст: Андрей Никоноров

Утро второго дня фестиваля на Главной сцене откликалось эхом прошедшего накануне Пушкинского дня. Разнообразие жанров в «Русских чтениях» было созвучно вчерашней погоде: и музыкальные номера по мотивам произведений А.С. Пушкина солистов московского театра «Геликон-опера» и юных артистов детского музыкального театра «Домисолька», и поэзия в исполнении знаменитых актёров театра и кино — Екатерины Гусевой, Елены Морозовой, Виктора Добронравова и Антона Шагина.

Творчество самого Александра Сергеевича вдохновляет писателей и поэтов разных поколений: от Серебряного века до наших дней. Красной нитью по Красной площади протягивается влияние Пушкина: Алёна Бабенко прочитала пронзительное признание в любви «Мой Пушкин» по книге Марины Цветаевой в переплетении с роялем Алексея Гориболя и виолончелью Рустама Комачкова в постановке режиссёра Дмитрия Сердюка.

К нашим современникам нить дотянулась благодаря постановке Влада Маленко «Царь-Пушкин». Это мультимедийный проект, который объединяет голоса разных поколений поэтов: от шестидесятников до зумеров. Мини-фильмы из видеоантологии современной русской поэзии на экране Главной сцены сменялись живыми выступлениями Александра Антипова, Елены Заславской, Дианы Никифоровой, Романа Сорокина, Анны Чепенко и самого автора программы, поэта и руководителя Театра поэтов, Влада Маленко.

Но экран темнеет. В Год лейтенантской прозы с нами не только праздник, но и память. Память о писателях, которые прошли войну, и в чьих работах крайняя, часто автобиографичная честность и отсутствие всякой наигранности создают предельно близкие и понятные строки. По задумке режиссёра Фёдора Малышова из «Мастерской Петра Фоменко» военная проза в спектакле зазвучала женскими голосами — рассказы Владимира Богомолова, Юрия Бондарева, Василя Быкова и Бориса Васильева прочитали актрисы Мастерской Полина Агуреева, Роза Шмуклер, Александра Кесельман, Наталья Мартынова и Галина Кашковская.

Под вечер мы добавляем немного мистики, как и подобает любому вечеру в месте, где сошлось столько судеб. К 145-летию писателя Павла Бажова Сати Спивакова и Владимир Кошевой представили программу «Тайные сказы Урала», заворожив амфитеатр, в котором не было ни одного свободного места.

Второй (и третий) день фестиваля завершаются в 22:30 — атмосфера завершающих вечерних концертов и дорога домой, переполненная обсуждениями увиденного, проходит в тёплых летних сумерках. Июньская ночь сильно отличается от «Ночи перед Рождеством», яркого спектакля Даниила Спиваковского. Гоголю — 215 лет. Его фигура и произведения окутаны тайнами, мистические события в его текстах движут сюжеты, а самобытные образы героев навсегда отпечатываются в памяти. Сказочная атмосфера, которую создали Спиваковский, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова и дирижёр Даниил Стаднюк, перенесла зрителей московского июня в полную небывалых чудес рождественскую ночь.

Чудеса продолжатся завтра. У вас есть шанс к ним прикоснуться — суббота, Красная площадь, Главная сцена. Кульминация фестиваля.