САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Продукт рекламный, литературосодержащий

“Это классика”, — пытается заверить нас новый минутный рекламный ролик одного из крупнейших банков. “Больше похоже на неудачную фантазию по мотивам”, — хочется возразить нам

Онегин на коленях перед Татьяной. Художник Дмитрий Белюкин, 2001 год / belukin.ru
Онегин на коленях перед Татьяной. Художник Дмитрий Белюкин, 2001 год / belukin.ru

Текст: Иван Медведев

В чем же причины и можно ли было сделать лучше? Попробуем порассуждать на эту тему.

Глава первая. Читатель ждет уж рифмы…

Давайте начнем со слона в комнате. С того, почему от этой идеи стоило бы отказаться на очень ранних этапах производства.

Если вы были зрителями вокальных конкурсов, участники которых перепевают хиты прошлого, вы наверняка не раз и не два про себя восклицали: “Ну зачем ты взял эту песню?” Могучий голос предшественника словно бы довлеет и ухудшает, возможно, даже вполне неплохое исполнение конкурсанта.

Если вам хочется попасть под град сравнений не в вашу пользу, возьмите песню Фредди Меркьюри или Александра Градского. Если вам нужен поэт, в сравнении с которым написанные вами стихи прозвучат менее выразительно и более тяжеловесно, то, без сомнений, берите Пушкина.

В начале ролика прозвучит то самое письмо Татьяны; знакомые с детства и отзывающиеся в сердце строки. Для чего они нужны? Чтобы сразу же уступить место новой и, судя по логике ролика, улучшенной версии произведения.

Насколько улучшенной? Ну, скажем так, если бы Пушкина попросили зарифмовать название банка-заказчика с каким-то словом, вряд ли бы он выбрал слово «мне». Если даже останавливаться на местоимениях, то даже “тебе” было бы уже лучше.

То самое рекламное четверостишие, вложенное в уста Татьяны, кажется не столько поэзией, сколько вымученным и пережившим множество кругов ада правок и согласований текстом на билборде.

Но, возможно, это единственная не совсем удачная находка?

Глава вторая. Итак, она звалась Татьяной

Давайте попытаемся абстрагироваться от имен персонажей и посмотрим на ту историю, что рассказывает нам ролик, как на цельный сюжет.

Есть красивая девушка, которая пишет письмо некоему мужчине. Мужчина читает его и улыбается. После этого представитель банка закрывает книгу и озвучивает, что, к сожалению, у девушки не было кредитной карты, иначе бы это был совсем другой роман. И сразу же отправляется в прошлое для того, чтобы исправить это недоразумение.

Получив кредитную карту, девушка сразу же посещает магазины. И затем, встретив на балу того самого мужчину, сразу же покоряет его своим внешним видом. Эффект настолько сильный, что мужчина буквально отбрасывает в сторону партнершу, с которой до этого танцевал, и сразу же бежит признаваться в любви. Объятия на грани поцелуя, счастливые улыбки, радостные гости (среди которых переодевшийся согласно эпохе представитель банка), свадьба.

Happy End

Здесь хочется употребить именно английское слово, поскольку не кажется ли вам, что вы только что послушали сюжет очередной американской романтической комедии, снятой на основе “Золушки”? Есть некая неприметная скромная девушка. Есть прекрасный принц, который ее не замечает. И вот для того, чтобы он разглядел то, насколько эта девушка прекрасна внутри, ей требуется преобразиться внешне. А кусочек пластика с чипом в данном случае выполняет роль феи-крестной.

Это отлично работающий сюжет. Голливудская фабрика по этому лекалу создает все новые и новые фильмы, меняя только имена. Но сразу же хочется задать вопрос. А для чего в этом сюжете нужны та самая Татьяна и тот самый Евгений?

Глава третья. Мечтают ли Татьяны о кредитных картах?

И вот здесь мы переходим к самому интересному. Тот, кто придумал этот ролик, берет известных нам персонажей, но заставляет их разыгрывать совсем другую историю. которая была бы просто невозможной, если бы от их продуманных, тщательно выписанных характеров оставили хотя бы что-то.

Если кто-то посмотрит этот ролик, ничего не зная о романе, то он уверенно придет к выводу: чтобы понять, насколько он любит Татьяну, Онегину было необходимо увидеть ее в красивом синем платье и с крупным жемчужным ожерельем на шее. В то время как книжный Онегин, напротив, буквально с первого взгляда понимает, что тихая сестра гораздо более глубокая и интересная натура, чем пленительная Ольга.

Полностью игнорируются и все события романа. Татьяна и Евгений здесь выступают не как герои Пушкина, а как бледные их тени, сохранившие их имена. И подобная поверхностность не может не огорчать.

Даже другая фантазия все того же банка на мотив иного произведения, “Преступления и наказания”, кажется более осмысленной. В первую очередь - из-за того что она хотя бы пытается переосмыслить сюжетные линии из первоисточника, а не заменить их. Студент, доведенный нищетой до отчаяния, решается на убийство, чтобы поправить свое финансовое положение? Да, пожалуй, ему бы совсем не помешал лишний источник средств.

Деликатно умолчим о том, что кредиты в конечном итоге нужно возвращать, а потребность в деньгах была далеко не единственным, а, возможно, даже не главным мотивом свершившегося преступления.

Если сравнивать два этих ролика между собой, то один из них снят достаточно серьезно, а второй скорее в шуточной манере. Нечто подобное, разумеется, без рекламных посылов, порой можно увидеть в выступлениях команд КВН различного уровня. А самое парадоксальное в том, что менее серьезный ролик более серьезно отнесся к оригиналу.

Есть такой термин как "фантастическое допущение". А что было бы, если бы изобрели способ сделать компактный атомный реактор? Или добраться до ближайшей к Солнцу звезды, не потратив на это сотни лет? Так и здесь, если мы решаем сделать фантастическое допущение, что кто-то из героев классических произведений мог бы воспользоваться кредитной картой, то версия с Родионом Раскольниковым имеет место быть. Она все равно ощущается несколько неуважительной, поскольку мы сводим героя только к его финансовым проблемам. Но эти финансовые проблемы хотя бы были в самом произведении! А вот про то, что Татьяне очень хотелось пойти в модное ателье, но не было физической возможности это сделать, кажется, нигде не упоминалось.

И вот мы приходим к главному вопросу. Так зачем этой истории Александр Сергеевич?

Глава четвертая. Медвежья услуга

Часто подобные истории подаются под соусом “вызвать дополнительный интерес к произведению”, что озвучивается практически как благодеяние. Но давайте скажем честно: классика рекламщикам нужна больше, чем реклама классике.

Нам все еще забавно следить за приключениями Ревизора. Интересно пытаться заглянуть в душу Печорина. Мы улыбаемся и плачем вместе с Чеховым.

Классика не устарела. Она не может устареть по определению, ведь это — хорошие книги талантливых авторов, которые уже прошли проверку временем.

Если какое-то произведение было написано 200 лет назад, и его до сих пор читают не только филологи, это значит, что оно все еще интересно. Все еще необходимо и востребовано.

Можно ли его рекламировать? Да. Нужно ли его “рекламировать”, подменяя все самое важное в нем какими-то своими фантазиями? Нет, это бессмысленно и вредно.

Обращение к классике может быть довольно удобным: зрителю не нужно объяснять кто все эти герои, в каких отношениях они состоят, достаточно просто сделать отсылку и позволить памяти восстановить все остальное.

Однако в этой простоте кроется и большая опасность. Можно поддаться иллюзии того, что классику нельзя испортить. Что она, в отличие от Боливара из рассказа O’Генри, вынесет не только двоих, а вообще все что угодно. Но это не так. Чем меньше вы оставите от оригинала, тем хуже все будет работать. А если вы способны создать что-то свое, новое, интересное и достойное, оставив от оригинала совсем немного, то зачем вам это немногое вообще оставлять? Снимайте сразу оригинальное произведение.

Эпилог. Взять Пушкина в соавторы

Классики находятся в парадоксальном положении. С одной стороны, это признание и величие. Как правило, даже те, кому не нравятся их тексты, обычно не ставят под сомнение их место в литературном пантеоне.

С другой стороны, полная беззащитность. В то время как живые авторы могут высказаться по поводу неприятного им обращения со своими произведениями, могут сами принимать решение об использовании их интеллектуальной собственности в рекламе или или каким-либо иным способом, классики не имеют возможности отказаться от подобного сотрудничества. И это накладывает на нас всю полноту ответственности: на тех, кто это делает, и тех, кто это смотрит.

Классика – это не что-то неприкосновенное, не что-то забронзовевшее и застывшее. Она живая. Она актуальная. С ней можно вести творческий диалог, но ради этого стоит постараться.

Если кто-то берется за переосмысление классики, например, в рекламных целях, чего мы вправе ожидать? Уважительного отношения. Взвешенного подхода. Внимания к деталям. Качественного текста. Интересной задумки, развивающей идеи первоисточника, а не вступающей в противоречие с ними.

Диалога, а не эксплуатации знакомых имен и образов.

А потому в конце хочется обратиться ко всем, кто в будущем задумается о создании чего-то подобного: пожалуйста, сделайте отличный пример для подражания. Снимите ролик, который будут приводить в качестве эталона, идеала обращения с великим произведением

Примеры обратного будут созданы и без вашего участия.