САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

В России стало закрываться в 2,5 раза больше книжных магазинов

Всего за последний год в России закрылись 220 книжных

Темпы закрытия книжных магазинов в России выросли в 2,5 раза. Фото: pxhere.com.
Темпы закрытия книжных магазинов в России выросли в 2,5 раза. Фото: pxhere.com.

Текст: ГодЛитературы.РФ

С ноября 2023 по ноябрь 2024 года в России было закрыто 220 книжных магазинов. Это в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2022-2023 гг., когда их закрылось 86. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на президента Ассоциации книгораспространителей (АСКР) Светлану Зорину, которая рассказала об этом в рамках конференции «Культурная карта России: механизмы развития инфраструктуры чтения в регионах». Зорина также отметила, что по состоянию на ноябрь 2024 года в России работает 2450 книжных магазинов.

Ключевая причина роста темпов закрытия книжных магазинов – ценовой демпинг со стороны маркетплейсов, который «разрушает рыночные механизмы развития и дискредитирует традиционную книжную торговлю», отметила Зорина. По ее словам, на маркетплейсах бумажная книга может стоить на 30-50% дешевле, чем в офлайн-рознице. Удерживать такие цены интернет-продавцы могут, в частности, из-за более низких издержек: ведь они избавлены от затрат на аренду помещения и выплату зарплат довольно большому штату сотрудников.

Представители сети «Читай-город» (у которых за указанный период закрылось 18 магазинов при открытых 12) объяснили закрытия «оптимизацией сети». Большинство закрытых торговых точек, по словам представителя сети, – это «маленькие магазины в непроходных локациях с низким оборотом». В книжной сети «Амиталь» среди факторов закрытия торговых точек также отметили близость некоторых из них к местам боевых действий.

В числе полезных инициатив, которые уже реализуются и должны помочь исправить ситуацию – договоренности крупных издательств с некоторыми офлайн-магазинами о снижении цен на часть книжного ассортимента до уровня маркетплейсов.

Зорина также добавила, что для развития книжным магазинам необходима в том числе господдержка: «В частности, включение покупки книг в офлайн-магазинах в программу «Пушкинская карта» или аналогичную ей программу. Необходимо расширение мер поддержки в рамках Федерального закона о социальном предпринимательстве, а также включение книжных магазинов в реестр креативных индустрий».