САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

МАММ приглашает в «Чудесное путешествие» с Эриком Булатовым и Олегом Васильевым

Выставка откроется 26 декабря. В нее войдут более 180 оригинальных рисунков к знаменитым детским книгам

Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунок для книги Шарля Перро «Спящая красавица». 1975 г. Бумага, тушь, гуашь, акварель. Предоставлено Эриком Булатовым
Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунок для книги Шарля Перро «Спящая красавица». 1975 г. Бумага, тушь, гуашь, акварель. Предоставлено Эриком Булатовым

Текст: ГодЛитературы.РФ

Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ) представляет выставку классиков российского и мирового современного искусства Эрика Булатова и Олега Васильева «Чудесное путешествие». За тридцать лет совместной работы (с 1959 по 1989 год) в издательстве «Малыш» художники проиллюстрировали более ста детских книг, на которых выросло не одно поколение читателей.

В экспозиции представлено более 180 оригинальных рисунков к знаменитым детским книгам, среди которых — сказки «Золушка», «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» Шарля Перро, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф, произведения Агнии Барто, Генриха Сапгира, Игоря Холина и других авторов, а также сами книги, проиллюстрированные художниками. Выставку дополняют фрески современных художников Ивана Разумова и Александра Ширнина по мотивам иллюстраций Эрика Булатова и Олега Васильева.

Советская детская книга 1960–1980-х годов — яркий художественный феномен. Издания для детей оформляли выдающиеся художники, в том числе основатели московского концептуализма Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Васильев и другие. Написанием детских книг занимались, например, Ирина Пивоварова и андеграундные поэты Лианозовской группы Генрих Сапгир и Игорь Холин, наследующие новаторской поэтике обэриутов Даниила Хармса, Николая Заболоцкого, Александра Введенского.

Эрик Булатов. Рисунок для книги Генриха Сапгира «Новые слова». 1965 г. Бумага, тушь, акварель, гуашь. Предоставлено Эриком Булатовым

Для представителей некогда неофициального советского искусства иллюстрации к детским книгам были не только средством заработка (книги издавались миллионными тиражами), но и пространством творческой свободы. Искусство для детей цензурировалось мягче, и для художников-концептуалистов детская книга стала экспериментальной лабораторией для поиска новых форм изобразительного языка, выстраивания собственных художественных миров, в которых воображаемая и игровая реальности нашли свое максимальное выражение. Созданные ими шедевры детской иллюстрации до сих пор развивают воображение и формируют визуальную культуру детей.

В конце 1950-х годов Илья Кабаков, выпускник мастерской книжной графики МГАХИ им. В. И. Сурикова, к тому времени уже профессионально занимавшийся иллюстрацией детских книг, привел Эрика Булатова и Олега Васильева (также окончивших Суриковский институт) в издательство «Малыш» (до 1963 года — «Детский мир») и, как вспоминал Булатов, «преподал первые уроки иллюстраторской премудрости». Единомышленники в искусстве, Булатов и Васильев почти сразу начали работать в тандеме, и на протяжении следующих тридцати лет они делили свою творческую деятельность на два периода:

осенью и зимой занимались исключительно оформлением детских книг, а весной и летом создавали живопись «для себя».

Разрабатывая и развивая идеи своего учителя, выдающегося графика Владимира Фаворского, Булатов и Васильев приступали к оформлению детской книги как к конструированию художественного объекта. «Увидеть, организовать и построить всю книгу от начала до конца» — формулировка Булатова точно описывает их творческий метод. Они мыслили не отдельными разбросанными по тексту картинками, но создавали целостный проект.

Особое внимание уделялось оформлению текстовых разворотов, чтобы, как писал Булатов, «действие в книге развивалось непрерывно, не было скачков от одной страничной иллюстрации до другой». Значение имели не только большие рисунки на отдельных полосах, но и миниатюрные изображения, обрамляющие текст — именно в них сосредотачивалась энергия сказки, происходила «закулисная жизнь». В иллюстрациях к «Золушке» ящерицы и мыши разыгрывали сцены наверху страницы, а все другие персонажи сказки — внизу; в рисунках к «Бабушке Вьюге» появлялись гномы, которых вовсе не было в тексте сказки.

Эрик Булатов и Олег Васильев создали универсальный, актуальный и сегодня изобразительный язык детской книги, который основан, по словам Булатова, в первую очередь на «детском представлении о сказке» — на архетипических образах, берущих свое начало в детском сознании. В своих иллюстрациях художники сознательно стирают границы между реальным, исторически достоверным и воображаемым, предоставляя читателю свободу для путешествия в сказочные миры.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунок для книги Шарля Перро «Кот в сапогах». 1971 г. Бумага, тушь, гуашь, акварель. Предоставлено Эриком Булатовым

Выставка откроется 26 декабря и продлится до 16 февраля. Выставку будет сопровождать большая образовательная программа для детей и взрослых. Расписание параллельной программы будет опубликовано на сайте.

Кстати, Эрику Булатову 91 год. Он родился 5 сентября 1933 года в Свердловске. Почётный член Российской академии художеств (2008). Член-корреспондент Саксонской академии искусств (1997). Живет в Москве и Париже.